Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние
мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других
людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной
роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций
партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный
контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по
ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая
концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на
основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их
синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,
и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
строить
понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,
планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью
удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки,
таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения
практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов
информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а
также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный
опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
события
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров,
доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак
группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные
средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в
соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации);
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в
тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного,
обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентностиобучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование
навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с
информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и
движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие
безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении,
развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные
виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной
познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных
и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и
развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной
деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы
работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения
(минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры,
микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать
короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научитьсяиспользовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования,
использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую
информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики,
камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной
задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический
орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать
основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных,
контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможностьнаучиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием
иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать
аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое
изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной
деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в
файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из
готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших
роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько
действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного
выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности
группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
Планируемые результаты и содержание предмета «Окружающий мир»
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах
и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе,
приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного
опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое
место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность
его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет
им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить
небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные
нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
–
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
–
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их
существенные признаки;
–
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и
проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
–
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
–
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
–
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;
–
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
–
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
–
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать
их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
–
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные
объекты, здоровье и безопасность человека;
–
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о
строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
–
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для
записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
–
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и
механизмов, собранных из конструктора;
–
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила
экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
–
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим
дня, правила рационального питания и личной гигиены;
–
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях;
–
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
–
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности
столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
–
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с
веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
–
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в
контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе
имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
–
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в
том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
–
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с
целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
–
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их
возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
–
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо
семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
–
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила
общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
–
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций
и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Содержание предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела,
жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета,
общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их
названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности.
Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе
наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе
наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание
погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на
карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни
растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края,
названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы,
звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и
семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни
человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений
и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во
имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и
каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи.
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные
ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре
народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам,
плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и
мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования
транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами
массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России;
правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей
между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда,
День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего
региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство
Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные
мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их
религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия
разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного
края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории
и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими)
странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб,
порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном,
воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
ТЕМА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1
Человек и природа
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные
человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы
чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно
определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие
вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы
(например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают). Вода. Первоначальные
представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое – лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных
исследований. Растения – часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия,
необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные
органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе
наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание
Количество
часов
35 часов
2
3
растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений. Грибы. Части (органы)
шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора
грибов. Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и
домашние животные. Примеры явлений природы. Смена времен года. Осень. Осенние месяцы (сентябрь,
октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц,
подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы
(декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание
воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь
лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры. Весна.
Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности
дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной.
Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве). Лето.
Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение
растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником. Школьник и
его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в
компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема
и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь. Первое знакомство с терминами «экология», «эколог»,
«Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной
книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на
пришкольном участке. Труд людей в осенний период года. Наша Родина – Россия. Иллюстрация территории и
границ России. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Достопримечательности столицы
– Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб
России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании
гимна.
Правила безопасного поведения
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части
улицы. Правила безопасного поведения на улице. Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий
лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен). Ознакомление с внешним видом наиболее
распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай
несъедобные и незнакомые тебе грибы). Правила поведения при сборе лекарственных трав. Первая помощь при
укусе насекомыми (пчёлы, осы).
ВСЕГО ЧАСОВ:
29 часов
7 часов
66 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
ТЕМА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1
Человек и природа
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля –
планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус – модель Земли. Изображение на глобусе с
помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен
года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства
воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Цветковые растения. Части
(органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет,
тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений:
цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на
природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений
семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе
Количество
часов
46 часов
2
3
наблюдений. Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники
шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие.
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы,
млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих
животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники,
растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в
природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного
края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как
один из источников получения новых знаний. Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в
семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные
праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы
родословного дерева. Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный
общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в
охране окружающей среды. Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к
чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей,
создавших учебник. Родной край – частица России. Родной город (село): название и его связь с историей
возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Наша Родина –
Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на
образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни
общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы
России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные
Конституцией. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание
Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей,
связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III
(правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня
школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания.
Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний;
правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного
поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила
поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода
22 часа
10 часов
проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход
железной дороги. Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек,
оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом
ВСЕГО ЧАСОВ:
70 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
ТЕМА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1
Человек и природа
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы.
Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта
полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и
океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры
предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и
Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и
собеседования со взрослыми). Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Вещества, тела,
частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано
человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек,
животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.).
Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы – мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и
газы. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном
состояниях. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь. Термометр и его устройство.
Измерение температуры воды с помощью термометра. Кругооборот воды в природе. Воздух – это смесь газов
(азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных,
растений. Погода и ее составляющие: движение воздуха – ветер, температура воздуха, туман, облака (форма
облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы,
определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно
определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник
наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой». Горные породы:
магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные).
Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти.
Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию
полезных ископаемых. Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи
питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека. Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото –
единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и
Количество
часов
56 часов
2
3
природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. Луг и человек. Надо ли охранять болото?
Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа будет жить
(размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–шмели–мыши–кошки).
Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской
Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную
среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные
обозначения Красной Книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и
золотых монетах). Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима
(декабрь, январь, февраль) – весна (март, апрель, май) – лето (июнь, июль, август) – осень (сентябрь, октябрь,
ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век –
деревянный, XIV век – белокаменный, XV век – из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с
историей строительства Московского Кремля. Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей
– основателей городов (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий – Кострома, Переславль-Залесский).
Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI – XVII вв., Троице-Сергиева лавра
(монастырь) в Сергиеве Посаде – XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и
Силы Савина в Ярославле и Костроме – XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе
во Владимире – XII в.). Город Санкт-Петербург. План- карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города.
Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская)
площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота,
Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец.
Эрмитаж.
Правила безопасного поведения
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при
проведении опытов со стеклянным термометром. Повышение температуры тела как один из серьезных поводов
обратиться за помощью (советом) к взрослым. Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при
гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная
опасность при переходе дороги на «зебре»). Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила
безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны,
гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.
ВСЕГО:
12 часов
2 часа
70 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№
ТЕМА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1
Человек и природа
Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно
из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия,
расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и
ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Природные зоны России: общее
представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона
тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное
и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Соблюдение экологических правил поведения во
время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной
подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками
стекла). Родной край – часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и
водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране
природы родного края. Московское время, часовые пояса. Общее представление о строении тела человека.
Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная.
Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество
Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция –
Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и
Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, город федерального
значения – Москва или Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте
страны как представитель интересов региона. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие
Россию. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Родной край – часть великой России.
Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политикоадминистративной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных
2
Количество
часов
34 часа
34 часа
ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы. Россия на карте. Границы России.
Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская
граница России с Аляской (один из штатов США ) и Японией. Имена великих путешественников и ученых,
первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город
Хабаровск, мыс Челюскина). Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания,
Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм – международная опасность (США , г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября,
2004 г.). История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции,
верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX–XI вв.). Крещение
Руси (988 г.). Первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI–XII вв.), основание
г. Ярославля (988–1010 гг.). Объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных
эпох: великий князь Владимир Святославович – Красное Солнышко (960–1015 гг.), Ярослав Владимирович –
Ярослав Мудрый (около 980–1054 гг.), Владимир Мономах (1053–1125 гг.), князь Новгородский и
Владимирский Александр Невский (1221– 1263 гг.). Московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий
Долгорукий (1090-е –1157 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325– 1340 гг.),
Дмитрий Донской (1359–1389 гг.). Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение
традиционной обрядовости. Древние времена – времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов
друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане
(Бог – Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах – духовная власть и сила), иудеи (Бог – Всевышний как
духовная власть и сила), буддисты (Будда – духовная связь всех проявлений жизни). Сохранение традиционной
обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники – дань традициям, историческое и культурное
наследие каждого народа. Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и
исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября –
День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг
ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник
маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц,
площадей, скверов, проспектов (9 мая – День Победы – память страны о героях Великой Отечественной войны
1941–1945 гг.); памятник Юрию Гагарину – первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на
проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов (12 апреля – День
космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических
Республик).
3
Правила безопасного поведения
Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного
удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива,
соприкосновение с морскими животными в воде). Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок
в лес, в парк, на луг. Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи. Забота о здоровье и
безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного
здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости
носить очки).
ВСЕГО:
2 часа
70 часов
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)