Рабочая программа по физической культуре

Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:













внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;










устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций
партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:










принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.







Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:













осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные),
для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;






обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на
основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:










осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
 задавать вопросы;
 контролировать действия партнера;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:










учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию
как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных,
учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы,
схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической
или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их
интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых
учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт
критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:






находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять
содержащиеся
в
тексте
основные
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

события

и







понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте нескольк о примеров,
доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные
средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в
соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:




использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации);
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:






пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:




делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в
тексте;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать
недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:







сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ­компетентностиобучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование
навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с
информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и
движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных
технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие
безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении,
развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды

информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной
познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и
учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться
необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:



использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы
работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и
т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на
иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
 рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
 сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научитьсяиспользовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.


Обработка и поиск информации
Выпускник научится:








подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования,
использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую
информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру,
микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей,
включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический
орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным
правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом
Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том
числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможностьнаучиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:


создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;








создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием
иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать
аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение
из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:



представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых
музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,
строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и
повторения;
 планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:






проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы,
включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.

Планируемые результаты и содержание предмета «Физическая культура»

В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической
культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
–
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки,
физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий
спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
–
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и
трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
–
ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту,
выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
–
характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий
физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
–
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим
дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической
подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:

–
отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными
правилами;
–
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в
помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
–
измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота,
выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
–
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток,
общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического
развития и физической подготовленности;
–
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
–
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
–
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие фи зических
качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной
таблицы);
–
выполнять организующие строевые команды и приемы;
–
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
–
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
–
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объема);
–
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
–
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
–
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
–
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
–
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
–
плавать, в том числе спортивными способами;
–
выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России)

Содержание предметной области «Физическая культура»

Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению
здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения
человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды,
обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической
культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической
культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая
подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для
формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в
режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела,
показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно­оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкульт­минуток,
занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно­оздоровительная деятельность1.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение
строевых команд.

Элементы видов спорта могут быть заменены на другие с учетом наличия материально-технической базы в общеобразовательной организации, а так же климатогеографических и региональных особенностей.

1

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад;
гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Пример: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение
лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев
кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись,
опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление
полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением
движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и
скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным способом.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых
упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры
разных народов.
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами;
наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой,
скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;

комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные
комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и
остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага,
поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног,
туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы,
упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и
последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на
переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;
передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку;
комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в
движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища
с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы),
комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с
дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре
присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на
гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте
вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска
партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных
положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных
положений;
челночный
бег;
бег
с
горки
в
максимальном
темпе;
ускорение
из
разных
исходных
положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой
интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся
интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см);передача
набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и
двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых

нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым
боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с
последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы
общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух­трех шагов; спуск с
горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в
режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
На материале плавания
Развитие выносливости: повторное проплывание отрезков на ногах, держась за доску; повторное скольжение на груди с задержкой
дыхания; повторное проплывание отрезков одним из способов плавания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс

№

ТЕМА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1

Основы знаний
Здоровый образ жизни
Основы здорового образа жизни, режима дня, рационального питания и здорового сна. Комплексы утренней
гимнастики, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения для профилактики плоскостопия.
Гимнастика для глаз. Аспекты правильного отдыха и основы безопасности жизнедеятельности.
Начальные основы анатомии человека
Сердечнососудистая и дыхательная системы, Опорно-двигательный аппарат
Спорт
Командные спортивные игры. Виды спорта, подходящие для начала занятий в возрасте 6-8 лет: спортивная
гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание, прыжки на батуте, фристайл, настольный тенниса, теннис,
плавание, футбол.
История физической культуры и Олимпийское образование
История физической культуры: её зарождение и значение для древних людей.
Легкая атлетика и кроссовая подготовка
Бег: бег по прямой, бег с изменяющимся направлением движения (по кругу, змейкой), специальные упражнения
легкоатлетов (беговые и прыжковые). Чередование бега и ходьбы.
Ходьба: на носках, на пятках, с пятки на носок, с высоким подниманием колен и т.д. Марширование. Ходьба
продолжительное время (до 40 минут).
Прыжки: на месте (на одной ноге, на двух, на двух из низкого приседа, с поворотами вправо и влево), с
продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание и спрыгивание.
Подвижные игры с элементами спортивных игр
Разнообразные игры (игры разных народов, игры на развитие физических качеств): быстроты, ловкости,
выносливости, гибкости и силы и качеств личности: активности, ответственности, дисциплинированности,
смелости, толерантности и т.д., игры, подводящие к спортивной деятельности (на материалах видов спорта).
Эстафеты, эстафеты с предметами.
Футбол: удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу,
катящемуся навстречу; передачи мяча партнеру (пасы), передвижение с ведением мяча ногой.

2

3

Количество
часов
в течение
уроков

27 часов

32 часа

4

5

Баскетбол: Броски и ловля резинового мяча: стоя на месте подбрасывание, подбрасывание с хлопком, с
приседаниями, с поворотами, с ударом об пол. Упражнения с резиновым мячом в парах на месте: передачи от
груди, снизу, от плеча, из-за головы, с отскоком от пола.
Волейбол (пионербол). Броски и ловля легкого резинового мяча в парах и тройках. Перебрасывание через сетку.
Упражнения с набивными мячами - медицинболами массой от 1 до 2 кг: передачи в парах на близком (до 1 м)
расстоянии на уровне груди, на уровне лица. Передача мяча в шеренгах и колоннах. Приседания с набивным
мячом, броски на дальность двумя руками от груди, снизу, из-за головы.
Гимнастика с элементами акробатики
Акробатические упражнения: упоры (присев, на коленях, лежа, лежа согнувшись); седы (сед, сед ноги врозь, сед
на пятках, сед согнувшись); группировка (группировка из положения стоя, лежа и раскачивание в плотной
группировке; перекаты назад из седа в группировке и обратно; перекаты из упора присев назад и боком,
перекаты лежа («бревнышко»)
Упражнения для формирования правильной осанки и здоровых стоп.
Упражнения для развития равновесия.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз,
горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание по- пластунски; преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные
упражнения (стилизованные ходьба и бег, шаги «полька»); хождение по наклонной гимнастической скамейке;
упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади.
Различные висы на шведской стенке.
Лыжная подготовка
Основная стойка лыжника. Выполнение упражнений на лыжах. Стоя на одной ноге: поднимание носка (пятки)
другой лыжи, поднимание колена, махи ногой. Переступание с ноги на ногу, прыжки с ноги на ногу. Повороты
переступанием на месте и в движении. Обучение падению и подъему после падения. Передвижение на лыжах
ступающим и скользящим шагом без палок. Торможение полуплугом. Преодоление подъемов, в том числе
лесенкой. Спуск в основной стойке и низкой стойке.
ВСЕГО:

24 часа

16 часов

99 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс

№

ТЕМА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1

Основы знаний
Здоровый образ жизни
Особенности режима дня для I и II смены обучения. Расширение арсенала упражнений для комплексов утренней
гимнастики и укрепления мышц, обеспечивающих правильную осанку. Комплекс упражнений пальчиковой
гимнастики. Продолжение изучения основ рационального питания. Питьевой режим.
Начальные основы анатомии человека
Физическое развитие: рост и вес. Способы их измерения
Спорт
Легкая атлетика: метания мяча, метание диска и копья. Футбол: основные правила и приёмы игры. Виды спорта,
подходящие для возраста 8- 9 лет: лыжные гонки, горнолыжный спорт, конькобежный спорт, шорт-трек,
баскетбол, спортивное ориентирование, бадминтон, легкая атлетика.
История физической культуры и Олимпийское образование
Олимпийские игры и Олимпийские зимние игры. Метания диска и копья в древности.
Легкая атлетика и кроссовая подготовка
Бег: равномерный бег, бег с ускорением, бег с изменением частоты и длины шагов, челночный бег 3 х (5-10) м.
Бег с изменением направления (змейкой, по диагонали). Эстафеты линейные и встречные.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 180°, через препятствия, в длину с места, со скакалкой. Прыжки с ноги
на ногу на месте и с продвижением (многоскоки), с двух ног на две (выпрыгивания «лягушка» на месте и с
продвижением вперед). Прыжки на одной ноге с продвижением.
Подвижные игры с элементами спортивных игр
Подвижные игры: разнообразные игры (игры разных народов, игры на развитие физических качеств (быстроты,
ловкости, выносливости, гибкости и силы) и качеств личности (активности, ответственности,
дисциплинированности, смелости, толерантности и т.д.), игры, подводящие к спортивной деятельности (на
материалах видов спорта). Эстафеты, эстафеты с предметами.
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с
остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью
стопы.

2

3

Количество
часов
в течение
уроков

30 часов

32 часа

4

5

6

Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым
боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча (резинового, позднее баскетбольного) на
месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; броски мяча по баскетбольному щиту.
Волейбол: подводящие упражнения для обучения передачам (в парах, в стену), подачам - подбрасывание мяча на
заданную высоту. Игра в пионербол.
Гимнастика с элементами акробатики
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м); передвижения и повороты на
гимнастическом бревне или на узкой рейке гимнастической скамьи. Прыжок через гимнастического козла
Лыжная подготовка
Передвижения на лыжах: без палок попеременный ход и одновременный ход (на пологом спуске). Спуски.
Приседания на спуске. Поднимание предметов на спуске. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом».
Плавание
Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание;
лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций:
произвольным способом.
ВСЕГО:

24 часа
15 часов
3 часа

105 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс

№

ТЕМА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1

Основы знаний
Здоровый образ жизни
Правила составления режима дня. Комплексы утренней гимнастики: упражнения с предметами. Усложнение
комплекса для формирования осанки. Комплексы для профилактики плоскостопия. Дыхание: упражнения для
формирования правильного дыхания. Основы закаливания. Роль витаминов и биологически значимых элементов
для здоровья человека.
Начальные основы анатомии человека
Сердечнососудистая и дыхательная системы. Процесс дыхания.
Спорт
Спортивные эстафеты. Плавание: стили плавания. Волейбол: основные правила и технические приёмы игры.
Понятия: спортивная тренировка, тренер, спортсмен. Видов спорта, которыми можно заниматься с 9-10 лет:
биатлон, волейбол, водное поло, гандбол, велоспорт, фехтование, скалолазание, конный спорт.
История физической культуры и Олимпийское образование
История появления и значение лыж. Символы Олимпийских игр Программа и талисманы Олимпийских игр.
Легкая атлетика и кроссовая подготовка
Прыжки в длину с места и разбега. Прыжки в высоту с разбега («ножницы»).
Подвижные игры с элементами спортивных игр
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м,
длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между
предметами и с обводкой предметов.
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек
(«змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; передача мяча игрокам команды. Обучение броску
по кольцу. Волейбол: передача мяча сверху двумя руками над собой, в стену, вперед-вверх. Упражнения для
обучения подачам.
Гимнастика с элементами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»;
перестроение по двое и трое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по

2
3

4

Количество
часов
в течение
уроков

30 часов
32 часа

24 часа

5

6

«диагонали» и «противоходом». Акробатические упражнения. Перекаты в группировке вперед и назад, из
положения лежа на спине стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги). Простые акробатические комбинации.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой
перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади. Висы и лазание на шведской стенке.
Лыжная подготовка
Передвижение на лыжах: передвижение с лыжными палками. одновременный ход, чередование одновременного
с попеременным ходом, передвижение со сменой темпа. Эстафеты и игры на лыжах
Плавание
Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание;
лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций:
произвольным способом.
ВСЕГО:

15 часов
3 часа

105 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс

№

ТЕМА. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1

Основы знаний
Здоровый образ жизни
Комплексы утренней гимнастики. Правила самостоятельного составления комплексов. Гимнастика для глаз:
расширение набора упражнений. Рациональное питание: значение кисломолочных продуктов, супов и каш в
повседневном питании.
Начальные основы анатомии человека
Нервная система. Измерение частоты сердечных сокращений. Рост и вес: способы регулирования. Приёмы
первой помощи при травмах.
Спорт
Дисциплины лёгкой атлетики: барьерный бег, бег с препятствиями и легкоатлетические многоборья.
Представление видов спорта, которыми можно заниматься с 10-11 лет: санный спорт, пулевая стрельба, бокс,
дзюдо, гребля на байдарках и каноэ, современное пятиборье, триатлон, вольная борьба. Баскетбол, городки:
правила и приёмы игр.
История физической культуры и Олимпийское образование
История Олимпийских игр Древней Греции. Принципы Fair Play. Игры народов мира
Легкая атлетика и кроссовая подготовка
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжковые упражнения с гимнастической скамьей:
перепрыгивания, в том числе боком, запрыгивания и спрыгивания, спрыгивания по разные стороны от скамьи и
т.д.
Бег. Стартовое ускорение. Финиширование.
Подвижные игры с элементами спортивных игр
Волейбол. Передачи в парах.
Пионербол.
Баскетбол. Броски в кольцо.
Футбол.
Гимнастика с элементами акробатики
Акробатические упражнения: выполнение акробатических комбинаций.

2

3

4

Количество
часов
в течение
уроков

30 часов

32 часа

24 часа

5

6

Гимнастические упражнения прикладного характера: лазание по гимнастической стенке и спуск на руках.
Упражнения на перекладине: висы, висы с узким и широким хватами, сгибания-разгибания рук в висе.
Лыжная подготовка
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время
передвижения по дистанции
Плавание
Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание;
лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций:
произвольным способом.
ВСЕГО:

15 часов
3 часа

105 часов

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».