Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Азбука общения

1.
2.
3.
4.

5.

Оглавление
Пояснительная записка ............................................................................. 3
Учебный план ............................................................................................4
Планируемые результаты ......................................................................... 4
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
для детей 5-6 лет
4.1. Рабочая программа занятий «Азбука общения»… .......................... 5
Условия реализации программы
5.1. Календарный учебный график ......................................................... 7
5.2. Материально-техническое обеспечение …………………………..
5.3. Кадровое обеспечение ……………………………………………...
5.4. Формы аттестации и контроля за уровнем подготовки ………….
5.5. Методические материалы ………………………………………….
5.6. Список литературы …………………………………………………

3

1. Пояснительная записка
Общеразвивающая программа для детей 5-6 лет «Азбука общения» предназначена для
детей старшего дошкольного возраста. Программа составлена и разработана на основе
методического пособия Л.М. Шипицыной «Азбука общения. Развитие личности ребенка,
навыков общения со взрослыми и со сверстниками».
Актуальность и целесообразность создания данной общеразвивающей программы.
Созданием данной общеразвивающей программы послужил социальный запрос родителей и
школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Данная общеразвивающая программа отличается от других программ тем, что основной
задачей ставит формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым
условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании
детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и
психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов
совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие, также является
отличительной чертой данных программ.
Иногда подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако
исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно
большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли
ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в
коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то
новое. В связи с этим в данной программе работа строится на основе следующей системы
дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми
(принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого
ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого
критерия (принцип вариативности).
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой
деятельности (принцип творчества).
Цель программы: формирование у детей навыков общения, необходимых в окружающем
мире, основ нравственного поведения.
Эта цель предполагает решение следующих задач:
 познакомить с правилами вежливости и красивых манер;
 создавать условия для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим
людям, окружающему миру;
4

 побудить ребёнка анализировать свои и чужие поступки;
 выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в
обществе, так и дома;
 способствовать развитию умения правильно выражать свои чувства, эмоции, желания.
Формой осуществления общеразвивающей деятельности является учебная группа, с
постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 5,5 до 7 лет).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы проведения занятий.
Специфика ведения занятий заключается в том, что дети в игровой форме усваивают
определенные знания и поведенческие навыки:
 ролевые игры;
 создание ситуаций общения;
 чтение и обсуждение тематических рассказов;
 просмотр иллюстраций, мультфильмов, чтение художественной литературы.

№
1

2. Учебный план занятий общеразвивающей программы «Азбука общения»
Количество часов в
Количество часов в
Наименование программы
год
неделю
«Азбука общения»
56
2

3. Планируемые результаты обучения по общеразвивающей программе
«Азбука общения»
По окончанию обучения дети будут
знать:
- правила общения и придерживаться их;
- правила поведения в общественных местах;
- правила вежливости и соблюдать их;
уметь:
- быть доброжелательным;
- вести себя в общественных местах;
- встречать гостей, правильно вести себя в гостях;
- вести себя в кино, театре, музее, выставке;
- дарить и принимать подарки;
- разговаривать по телефону;
- уважать чужое мнение;
- проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

5

4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы для детей 5-6 лет
«Азбука общения»
4.1. Рабочая программа общеразвивающей программы «Азбука общения»
Пояснительная записка
Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших детей. Поэтому, с первых лет
жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте,
умению осознавать свои поступки, различать «что такое хорошо и что такое плохо».
Развитие культуры общения благотворно влияет на развитие характера ребёнка, отношение
его с окружающими, помогает чувствовать себя раскованно: свободно говорить, смеяться,
двигаться. Эти умения помогут ребенку найти опору в жизни, понять ее смысл и смысл
своего существования, правильно ориентироваться в жизни, не бояться настоящего и
готовиться к будущей жизни. Программа решает одну из важных проблем – развитие
культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить
всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств ребенка, дает возможность
сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как
креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.
Программа предусматривает свободное общение со сверстниками и взрослыми, создание
социальной среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка на основе
игровых
технологий.
Игры-занятия
развивают
индивидуальную
творческую
самостоятельность, способствуют объединению детей.
Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на один год.
Содержание программы
Тема «Я и ты» (занятие - знакомство). Знакомство с детьми, знакомство детей друг с
другом. Игра "Раз, два, три! Имя назови!"
Тема «Моё любимое имя!»
Развитие диалогической речи, учить выражать своё мнение, развивать дикцию, темп, ритм.
Познакомить детей с историей возникновения имён и фамилий, их значением, развивать
умение строить диалог, навык координации совместных действий в группе.
Тема «Что такое вежливость»
Формирование убеждения, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с
собеседником, что вежливым нужно быть всегда, без вежливых слов очень трудно
обходиться в любом обществе; учить использовать вежливые обороты речи в активной
лексике; учить детей работать в парах. Работа с иллюстрациями. Чтение сказки А. Барто
«Медвежонок-невежа». Обсуждение сказки. Игра «Веселые человечки».
Тема «Волшебное слово «Спасибо», «Пожалуйста», «Плохо без пожалуйста»
Почему слова спасибо и пожалуйста, волшебные? В каких ситуациях говорят спасибо, в
каких, пожалуйста? Разыгрывание сценок.
Тема «Скажи при встрече: «Здравствуйте!» Уходя, скажи «До свидания!»
Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания).
Разыгрывание сцен приветствия и прощания. Зачем говорить «до свидания».
Тема «Слово веселит, слово утешает, слово огорчает».

6

Магия слова. Объяснить смысл пословицы «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Быть внимательным к собеседнику. От одного слова – да навек ссора. Язык – наш друг или
враг?
Тема «Кого называют скромным».
Содержание понятия «скромный человек», значение общения в жизни человека, смысл
общения, знакомство детей с культурой общения, необходимость уважительного отношения
к окружающим, быть приветливыми и внимательными.
Тема «Учимся доброжелательности»
Главная цель занятий - настроить ребят на желание понять и исполнить желание другого.
Достичь этой цели помогут пальчиковые куклы, сказки, стихотворение.
Тема «Учимся беседовать о героях сказок»
Развитие интереса к героям сказок, их поступкам. Чтение сказок и анализ поступков
сказочных героев. Инсценирование сказок. Развитие диалогической и монологической речи,
творческих способностей. Игра «Я сказочный герой».
Темы «Азбука эмоций», «Я чувствую», «Я сказочный», «Я хороший», «Я дающий»
Развитие у детей положительных представлений о себе: «Я – это я; Я – уникальный». Учить
детей на примере друг друга проявлять доброту к окружающим. Игра «Дарю тебе».
Осознание ребенком эмоциональных состояний других, умение понимать и принимать
других людей. Игра «Я чувствую», «Узнай себя». Осознание и принятие себя. Нахождение
способов преодоления негативных черт характера. Игра «Я сказочный герой».
Тема «Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни».
Громкие разговоры – кому это по душе? Воспитывать умение вежливо общаться. Учить
строить диалог, самостоятельно выбирая партнера. Воспитывать доброжелательность и
контактность в отношении сверстников.
Тема «Мимика и жесты, о чем они говорят».
Как без слов, используя только жесты, мимику и пластику тела общаться.
Тема «Что такое хорошо и что такое плохо»
Что такое общение? Для чего люди общаются? Правила общения. Культура слушания.
Слушать – значит понимать. Внимательно и сдержанно слушать собеседника, адекватно
реагируя на речь говорящего.
Тема «Давайте побеседуем. Правила беседы».
Тематика беседы. Правила беседы. Что входит в понятие интересный собеседник.
Тема «Как разговаривать по телефону».
Разговор по телефону. Как правильно вести диалог по телефону. Учимся говорить по
телефону. Моделирование ситуаций, которые помогут ребятам обратить внимание на
основные правила разговора по телефону.
Тема «О дружбе. Золотое правило дружбы».
Беседа "Есть ли у тебя друзья?". Есть хорошие настоящие друзья и друзья плохие, на
которых нельзя положиться. Чтение стихотворения "Жадина" Я. Акима, чтение "Как
светлячок друга искал" С. Юцзунь.
Пять правил дружбы:
1. Не выдавать чужие секреты.
2. Всегда быть откровенным.
3. Не бояться попросить прощения.
4. Не грубить.
5. Делиться с товарищами своими игрушками.
7

Тема «Мое настроение. Что я люблю». Развитие внимания к самому себе, своим чувствам,
переживаниям. Знакомство с эмоциями человека. Беседа "Какое бывает настроение?" Как мы
об этом узнаем, что чувствуем? Как можно поднять настроение? Придумай как можно
больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, вспомнить что-нибудь хорошее, сделать
доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т.п.). Использовать книгу Л. Князевой
"Веселые, грустные...". Игра "Волшебный мешок"; "Музыка и эмоции" - настроение музыки,
"Рисуем эмоции пальцами" - выражение осознания своего настроения. Мультфильм "Просто
так!"
Тема «Как помириться после ссоры»
Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликтов;
прививать умение находить выход из конфликтов; развивать представление о необходимости
примирения; воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и
коллективно.
Тема «Как понять друг друга без слов».
Учить детей получать огромную радость от общения друг с другом. Развивать у детей с
помощью игр уверенность в себе, воображение. Воспитывать у детей доброту, чувство
сопереживания.
Тема «Вместе мы команда».
Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо. В основе дружбы
лежат добрые отношения. Вместе мы – команда.
Добрые и волшебные слова. Играем вместе. Играем в слова.
Тема «Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем».
Знакомство с понятием «скороговорка». Развитие дикции. Упражнять в придумывании
рифмы к словам. Учить работать вместе, сообща, дружно.
Тема «Угощение в День рождения».
Познакомить детей с правилами столового этикета. Развивать навыки соблюдения чистоты и
аккуратности за столом. Развивать интонационную выразительность, желание
импровизировать речевые диалоги, речевые формы общения. Речевая разминка, речевая
ситуация, словесная игра.
Тема «Добрые и злые поступки».
Закрепить понимание того, какой поступок является хорошим, а какой плохим. Дать
возможность мысленно представить себя на месте героев сказок. Объяснить детям, что
важно уметь по-товарищески, уважительно относиться друг к другу, как полезно видеть
плохое в себе и хорошее в товарищах, а не наоборот.
Тема «Поездка в автобусе».
Рассказать и показать детям, как надо вести себя в автобусе (входить, садиться, покупать
билет, места со специальным значком, как выходить из автобуса).
Тема «Идем в театр».
Были ли дети в театре? Что понравилось и запомнилось? Кто работает в театре? Как надо
вести себя в театре? Показ сказки "Огородники" (кукольный театр). Дети занимают места,
смотрят сказку, благодарят актеров аплодисментами. Предложить родителям сходить с
детьми в театр.
Тема «Турнир Вежливости». Итоговый праздник».
Мы живем среди людей. Хорошие манеры помогают нам жить в согласии с ними. Учимся
общаться с незнакомыми людьми.

8

Учебно-тематический план общеразвивающей программы «Азбука общения»
Продолжительность
Периодичность в
Количество часов в Количество часов в
занятия
неделю
неделю
год
25 минут
2 раза
2
60
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Раздел, тема
«Я и ты» (занятие - знакомство)
«Моё любимое имя».
«Что такое вежливость?"
Волшебное слово “Спасибо”, “Пожалуйста”.
Скажи при встрече: “Здравствуйте!”. Уходя, скажи “До
свидания!”
«Слово веселит, слово утешает, слово огорчает».
«Плохо без «пожалуйста».
«Извините меня, пожалуйста».
«Кого называют скромным».
«Как разговаривать по телефону».
«Давайте побеседуем».
«Подумай, с кем ты говоришь. Ты говоришь – я слушаю»
«Вместе мы – команда».
«Азбука эмоций», «Я чувствую», «Я сказочный», «Я хороший»,
«Я дающий»
«Мимика и жесты, о чем они говорят».
«Моё настроение. Что я люблю».
«Как понять друг друга без слов»
«Помоги товарищу. Не кричи, спокойно объясни».
«О дружбе». «Золотое правило дружбы».
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«С кем бы ты хотел дружить?»
«Как помириться после ссоры»
«Как подарить подарок и как его принять».
«Учимся беседовать о героях сказок».
«Добрые и злые поступки».
«Учимся доброжелательности»
« Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем».
«Поездка в автобусе».
«Идем в театр».
«Угощение в День рождения».
«Турнир Вежливости». Итоговый праздник.
Всего

9

Количество
часов
1
1
1
2
2
2
1
2
1
2
1
1
2
7
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
60

5. Условия реализации программы
5.1. Календарный график
Занятия по общеразвивающей программе для детей 5-6 лет «Азбука общения» в рамках
платных образовательных услуг проводятся с 16.09.2019 года по 30.04.2020 года,
продолжительность обучения – 7 месяцев.
5.2. Материально-техническое обеспечение
Для эффективной деятельности в рамках общеразвивающих программ для детей 5-6 лет
является следующее:
- учебные помещения, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям;
- проектор, экран, ПК.
Родители обеспечивают обучающихся необходимыми письменными принадлежностями,
принадлежностями и материалами для творчества.
5.3. Кадровое обеспечение
Общеразвивающую программу для детей 5-6 лет «Азбука общения» реализует педагог,
имеющий высшее профессиональное образование в области соответствующей профилю
услуги.
5.4. Формы аттестации и контроля за уровнем подготовки
Текущий контроль уровня усвоения материала по общеразвивающей программе для
детей 5-6 лет осуществляется в процессе выполнения обучающимися учебных заданий на
занятиях.
Итоговый контроль проводится в форме открытого занятия для родителей.
5.5. Методические материалы
Программа обеспечена методическими видами продукции: разработками игр, бесед,
конкурсов, рекомендациями по проведению занятий, дидактическими материалами.
5.6. Список литературы
1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного
отношения к сверстникам. Вопросы психологии -1980-№5.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии 1966.- №6.
3. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. - М.: Изд-во МГУ, 1987
4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.М.,1995.
5. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие. - М., 1986.
6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.:
Педагогика, 1991.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политическая лит-ра,1979
8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.
9. Мухина В. С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985.
10. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997
11.Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй). - М.:
Прогресс, 1990.
12. Хоментаускас Т. Г. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика,1989.
13. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.
10

14. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль,1996.
Списоклитературыдлядетей.
1. Барто А. «Медвежонок-невежа». «Мы с Тамарой». «Любочка». «Любитель-рыболов».
2. Венгер А. «Цветарадуги».
3. Бианки В. «Первая охота». «Как муравьишка домой спешил».
4. ВолгинаТ. «Двадруга».
5. Викторов В. «Дружатдетивсейземли».
6. Гамзатов Р. «Дедушкинпортрет».
7. ЗерноваР. «Как Антонполюбилходитьв детскийсад».
8. Загадкиодомашнихидикихживотныхиптица.
9. Квитко Л. «Двадруга».
10. Киплинг. Р. «Слонёнок». «Рикки-Тикки-Тави». «Как леопард стал пятнистым». «Как
было написано первое письмо». «Как была выдумана азбука».
11. Костецкий К. «Самоедорогое», «В дниотдыха».
12. Маршак С. «Усатый-полосатый.» «Где обедал, воробей?» «Багаж». «Вот такой
рассеянный». «Урок вежливости». «Двенадцать месяцев».
13. Маяковский В. «Чтотакоехорошои чтотакоеплохо».
14. Носов Н. «Живая шляпа».
15. Осеева В. «Три товарища». «Волшебное слово».
16. Пермяк Е. «Проносиязык».
17. Сент-Экзюпери, А. «Маленький принц».
18. Стихио цветах. Выгодская О. «Одуванчик». Трутнева Е. «Колокольчик». Сказка«Умейобождать».
19. Сказкитерапевтические ХухлаеваО.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринтдуши».
20. Стихио маме. Тангрыкулиев К. «Промаму», В. Руссу«Моямама», Костецкий К. «Всеначинаетсяс
мамы», Мазнин И. «Простое слово».
21. ТрутневаЕ. «Нашабабушка».
22. Толстой Л. «Дватоварища».
23. Чуковский К. «Доктор Айболит», «Путаница».
24. ЮдинаЕ. «Воттакоймалыш».

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».