Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Развитие познавательных способностей

Пояснительная записка
Главная задача взрослых состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым,
жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. У малышей
присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового,
необычного. Сделать актуальной познавательную сферу детей – значит создать
такие условия, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного
материала станет постоянной, доминирующей. Общепризнанно, что основной
вид деятельности детей 5-6 лет - это игра. В игре развиваются способности к
воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт
взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает
жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной
жизни. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл,
развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная.
Программа общеразвивающей направленности «Развитие познавательных
способностей» адресована детям 5-6 лет и рассчитана на 1 год.
Цель программы:
Развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное
развитие), формирование гармоничной личности, всестороннее развитие
ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному его обучению в
общеобразовательной школе.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
2. Познакомить детей с общими математическими понятиями.
3. Формировать математические представления о числах.
4. Формировать пространственно-временные отношения.
5. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в
пространстве с помощью плана.
6. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы
одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.
7. Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части,
конструировать фигуры из палочек.
8. Увеличение объема внимания и памяти.
9. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, аналогии).
Воспитывающие:

1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,
видеть себя глазами окружающих.
2. Воспитывать
у
детей
культуру
поведения
в
коллективе,
доброжелательные отношения друг к другу.
3. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,
видеть себя глазами окружающих.
4. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение
в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять
результат своих действий и т.д.
Развивающие
1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,
творческих способностей.
2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
3. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами,
проверять результат своих действий.
Основные направления деятельности:
- развитие умственных, познавательных способностей;
- развитие внимания и памяти;
- расширение кругозора;
- развитие эмоционально-волевой сферы.
Программа построена на основе следующих принципов:
• природосообразность – реальный учет особенностей и ценностей
дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных
впечатлений;
• гуманный характер взаимодействия взрослых и детей – эмоциональноположительный фон работы с детьми взрослого по отношению к недостаткам
ребенка, терпеливость и сдержанность;
• деятельностный подход – опора на ведущую деятельность данного
периода (игровую), создание условий для разнообразных игр и игровых
упражнений; обеспечение поступательности в развитии актуальных
деятельностей, развитие предпосылок учебной деятельности; становление
различных форм взаимодействия, сотрудничества и общения;
• индивидуальный подход – сохранение и развитие индивидуальности
каждого ребенка, учет особенностей темперамента, темпа деятельности,
сформированности умений взаимодействовать;

Формы организации деятельности
1. Интегрированные игровые занятия.
2. Логические, познавательные игры.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
Содержание программы
Ведущей стороной умственного развития детей данного возраста является
развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен
овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т.е.
приобрести так называемую логическую грамотность. Программа «Развитие
познавательных способностей» составлена на основе курса Мищенковой Л.В.
«Развитие познавательных способностей».
Программа представляет собой комплекс специально разработанных
занятий, сочетающих в себе развивающие игровые упражнения с
разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает
как развитие познавательных потребностей детей данного возраста, так и их
психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности,
быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и
сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей
мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение,
классификация,
установление
логических
связей,
способность
к
конструированию.
Тематические занятия проводятся в игровой форме, способствуют
непринуждённому
развитию
умственных
качеств,
формированию
общеинтеллектуальных
умений,
расширению
кругозора,
развитию
познавательных способностей, развитию внимания, зрительной памяти,
пространственной ориентации. На каждом занятии ребенок сталкивается с
трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков,
что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные
художником, найти «лишний» предмет; выложить изображение предмета из
геометрических фигур, спичек; составление узора по собственному замыслу;
сочинить небылицу, сказку и так далее.

№

Тема

Тематическое планирование
Направление работы
Познавательный
Развивающий аспект
аспект

Колво
часо
в

Игра «Знакомство».

Развитие внимания,
зрительной памяти

2

Итак, мы
начинаем…
Вводное
занятие
Составь узор

Знакомство с разными
видами узоров. Игра
«Укрась торт».

3

Что катится?

4

Сбор урожая

5

Разноцветные
поляны

6

Семицветная
дуга

7

Сравни
предметы

8

Найди такой же

Знакомство детей с
формой предметов.
Игра «Кто быстрее
докатит мяч до
ворот?»
Знакомство с
понятиями «большой
– средний маленький».
Игра «Каждый фрукт
- в свою корзину»
Знакомство ребенка с
цветами радуги.
Умение подбирать
одинаковые цвета.
Игра «Раскрась одним
цветом»
Семь цветов радуги.
Краткое содержание
сказки В.Катаева
«Цветик
семицветик».
Знакомство с
понятием
«одинаковый»,
«разные». Игра
«Найди лишний
предмет»,
Игра «Найди в ряду
лишнюю фигурку».
Знакомство с

Развитие воображения, 1
творческих
способностей, мелкой
моторики
1
Развитие внимания,
зрительной памяти,
логического мышления,
воображения.

1

1

1
Развитие внимания,
логического мышления,
зрительной памяти

Развитие
наблюдательности,
внимания умения
сравнивать

1

Развитие слуховой
памяти, речи,
воображения

1

Развитие внимания,
Умения сравнивать
предметы, находя
схожие черты.

2

Развитие умения

2

9

10

11

12

13

14

Рисуем бусы

понятием
«одинаковый»,
«разные».
Игра «Соедини
одинаковые
предметы»
Порядок
расположения и
чередования цветов

анализировать
расположение
предметов в
пространстве

Развитие внимания,
мышления, зрительной
памяти, речи,
рефлексии
Сочиняем стихи Знакомство с
Развитие внимания,
понятием «рифма».
фонематического слуха,
Формирование умения мышления,
рифмовать слова. Игра воображения,
рефлексии
«Доскажи словечко»
Поговорим о
Отличительные
Развитие внимания,
временах года
особенности четырех
слуховой памяти,
времен года.
мышления,
воображения, речи,
рефлексии
Осень. Зима.
Отличительные
Развитие внимания,
особенности осени и
слуховой и зрительной
зимы как времени
памяти, мышления,
года
воображения, речи,
фонематического слуха,
рефлексии
Весна. Лето
Отличительные
Развитие внимания,
особенности весны и
мышления,
лета как времени года воображения, чувство
рифмы,
конструкторских
способностей,
рефлексии
Слушаем сказку Что такое русская
Развитие внимания,
народная сказка?
мышления,
Популярные герои
конструкторских
русских народных
способностей,
сказок. Русская
смысловой памяти,
народная сказка «Лиса рефлексии

1

1

1

2

2

1

15

Дни недели

16

Развиваем
мелкую
моторику

17

18

19

20

21

и волк»
История
возникновения
названий и порядок
следования дней
недели
Упражнения для
укрепления мелкой
моторики рук

Развитие внимания,
мышления, смысловой
памяти, рефлексии

2

2
Развитие внимания,
мышления, ориентации
в пространстве, памяти,
рефлексии
2
Размеры
Сравнение предметов Развитие внимания,
предмета
по разным признакам: мышления, ориентации
в пространстве
длине, ширине,
зрительной памяти,
толщине, высоте,
рефлексии, расширение
глубине
словарного запаса
3
Геометрические Точка, линия, прямая, Развитие внимания,
мышления, ориентации
фигуры
треугольник,
в пространстве,
прямоугольник,
квадрат, круг. Понятия конструкторских
«лево - право», «верх - способностей,
воображения,
низ». Предметы,
рефлексии
имеющие
геометрическую
форму.
И снова сказка
2
Авторская сказка.
Развитие внимания,
Популярные герои
мышления,
авторских сказок.
воображения,
Сказка Ш.Перро «Кот ориентации в
в сапогах».
пространстве,
Инсценирование
смысловой памяти,
сказок.
рефлексии
2
Еще о
Точка, линия, прямая, Развитие внимания,
мышления,
геометрических треугольник,
прямоугольник,
конструкторских
фигурах
квадрат, круг. Понятия способностей,
«лево - право», «верх - смысловой памяти
низ».
Развиваем
Чем отличается
Развитие внимания,
2

воображение и
фантазию

воображение от
фантазии. Игры на
развитие воображения
и фантазии.
Василиса Премудрая –
героиня русских
народных сказок

22

Трудные
задания от
Василисы
Премудрой

23

Слова
«наоборот»

Знакомство со
словами,
противоположными
по смыслу

24

Качества
характера

Что такое характер.
Положительные и
отрицательные черты
характера

25

Домашние
животные

Разнообразие
домашних животных,
их роль в жизни
человека. Игра «Где,
чей домик?»

26

Дикие
животные

27

Предмет в
пространстве

Разнообразие диких
животных.
Экзотические
животные. Игра «Кто
где живет?»
Место предметов в
пространстве, их
взаимное
расположение,
направление движения

воображения, фантазии,
мышления, слуховой
памяти, чувства рифмы,
речи рефлексии
Развитие внимания,
логического мышления,
чувства рифмы,
зрительной памяти,
артистических
способностей,
рефлексии
Развитие внимания,
мышления, ориентации
в пространстве,
воображения, речи,
рефлексии
Развитие внимания,
мышления, смысловой
и слуховой памяти,
речи, расширение
словарного запаса,
рефлексии
Развитие внимания,
мышления,
конструкторских и
артистических
способностей,
воображения, речи,
смысловой памяти
Развитие внимания,
мышления, чувства
рифмы, слуховой
памяти, рефлексии

2

2

1

2

2

2
Развитие внимания,
логического мышления,
ориентации в
пространстве,
смысловой памяти,

28

Снова о
предмете в
пространстве

29

Сказочное
ассорти

30

Внешний вид

31

Одежда

32

Обувь.

33

Игрушки.

рефлексии
2
Место предметов в
Развитие внимания,
пространстве, их
логического мышления,
взаимное
ориентации в
расположение,
пространстве,
направление движения смысловой памяти,
рефлексии
2
Что такое «ассорти».
Развитие внимания,
Разнообразие сказок и быстроты реакции,
сказочных героев.
нестандартного
мышления, ориентация
в пространстве,
воображения,
рефлексии
1
Необходимость
Развитие внимания,
соблюдения
мышления, смысловой
элементарных правил
памяти, рефлексии
гигиены
1
Знакомство с
Обогащение
названиями предметов словарного запаса.
одежды, деталями
Развитие
одежды, материалами, познавательных
из которых
процессов: сравнения,
изготовлена одежда.
классификации,
обобщения, выделение
существенных
признаков.
1
Знакомство с
Развитие навыков
названиями различных связной речи,
видов обуви,
обогащение словарного
названиями деталей
запаса. Развитие
обуви; предметами,
умения выделять
необходимыми для
существенные признаки
изготовления обуви.
предметов.
Игра «Найди пару»
1
Знакомство с
Развитие
различными видами
познавательных
игрушек; из каких
процессов: умения
частей состоит
находить сходства и

игрушка. Игра «Узнай
игрушку».
34

В мире
профессий.

35

Зоопарк.

36

Эстафета
занимательных
заданий

отличия, выделять
существенные признаки
предметов.
1
Знакомство с
Развитие навыков
названиями
связной речи,
профессий,
обогащение словарного
особенностями
запаса. Развитие
профессий.
познавательных
процессов: сравнения,
классификации,
обобщения, выделение
существенных
признаков.
1
Знакомство с
Развитие у детей
названиями животных, потребности в общении
обитателями жарких
с природой и
стран и севера. Игра
окружающим миром.
«Кто я?»
Развитие навыков
связной речи,
обогащение словарного
запаса.
2
Выполнение игровых
Развитие внимания,
занимательных
быстроты реакции,
заданий на развитие
логического мышления,
памяти, внимания,
зрительной памяти,
мышления
воображения, фантазии

Ожидаемые результаты реализации программы
В результате освоения программы «Развитие познавательных способностей»
Дети будут уметь:
- находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру и т.
д.);
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- находить и называть закономерность в расположении предметов,
достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом,
самостоятельно составлять элементарную закономерность;
- свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх
вниз», «направо, налево» и т. д.;

- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы
однородных, обосновывая свой выбор;
- находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название
данным предметам;
- проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди
нескольких предложенных;
- называть положительные и отрицательные качества характера;
- пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие
сценки, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет,
используя жесты, мимику и другие актёрские способности;
- высказывать своё отношение к происходящему, делиться
впечатлениями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».