Пояснительная записка
Раннее развитие способности к творчеству – залог будущих успехов.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые
возможности для всестороннего развития детей. Встреча с искусством на
каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве,
активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания
красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность
специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от
окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в
процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им
красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится
преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает
внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает
зрительную память, пространственное мышление и способность к образному
мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы,
мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и
сочувствия к окружающим.
Цель программы «Развитие творческих способностей»: формирование
эмоционально-чувственного
внутреннего
мира;
развитие
фантазии,
воображения и творческих способностей детей.
Задачи программы:
1. Развивать творческие способности детей.
2. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров,
учить понимать выразительные средства искусства.
3. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться
красоте природы, произведений классического искусства, окружающих
предметов.
4. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов
5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций.
6. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества,
интерес к изобразительной деятельности.
Содержание программы
Содержание программы «Развитие творческих способностей» составлено
на основе учебного пособия Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники
рисования». Занятия по изобразительной деятельности с использованием
нетрадиционных техник рисования, включают предметное, сюжетное,
декоративное рисование, рисование по замыслу. Нетрадиционные техники
изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными
материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и
навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы
нетрадиционной техники необходимо использовать для полноценного развития
детей.
Программа предполагает освоение детьми художественных приемов и
интересных средств познания окружающего мира через ненавязчивое
привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный
творческий процесс взрослого и ребенка при помощи разнообразного
изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий
процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,
творчества, самостоятельности.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности
удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься
таким интересным делом. Рисование необычными материалами и
оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые
положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет
своей непредсказуемостью.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных
материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного
восприятия;
- изобразительных навыков и умений;
-наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости,
творческого воображения;
-композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной
координации.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов
руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям;
Занятия строятся по следующему плану:
Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития
эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный
персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная
игра);
Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ
приемов изображения;
Доработка рисунка дополнительными элементами;
Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка,
дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать
свои работы).
Используемый материал:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролон;
• трубочки коктельные;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти.
Нетрадиционные методы рисования
1. Пальцевая живопись.
Дети дополняют предложенный сюжет, рисуют: дождь, снег, почки на
деревьях, бусы, елочные игрушки, салют (каждый палец – разная краска) и т.д.
2. Рисование ладонью (кулачком) .
На ладонь (кулачок) наносится краска, ребенок отпечатывает на листе, а затем
дорисовывает изображение.
3. Кляксография .
Капнуть краску на лист, наклонить его в разные стороны, затем ребенок
дорисовывает, можно дополнить рисунок по сюжету.
4. Рисование свечей или мылом
На чистом листе бумаги рисуется предмет (свечей или мылом), затем наносится
фон, дополнительные детали по сюжету.
5. Рисование канцелярским клеем
Клеем наносится изображение предмета, сюжета, дается время для подсыхания,
затем наносится краска.
6. Монотопия
1. Способ. Нанести на половине листа пятно краски, затем сложить лист
пополам, развернуть и дорисовать полученное изображение.
2. Способ. Рисуется предмет на половине листа, сгибается лист пополам,
плотно прижимаются его половинки, разворачиваются. При помощи такого
приема легко объяснить детям законы симметрии.
3. Способ. На стекло (зеркало) наносится гуашь разных цветов бесформенно,
накладывается лист, прижимается и с оного края снимается. Полученное
изображение дорисовывается, и, в зависимости, с какого края снимается лист,
изображение меняется.
7. Радужное рисование
На кисть набирается 2-3 краски, а затем выполняется примакивание, получается
«радужное примакивание».
8. Рисование сухой кистью .
Самый удобный прием для изображения травы, меха животных, пушистых
поверхностей и т.д. Рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе.
Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного
густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные
детали изображать большой кистью, мелкие – меленькой.
Траву изображают мазками снизу вверх, цветы и ветви дерева сверху вниз.
9. Рисование мыльными пузырями .
Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля.
В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды. Все хорошо
размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена,
дорисовать детали – и рисунок готов.
10. Рисование мазками .
С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно
изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания.
Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается
отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из
цветных пятнышек. Рисунок, сделанный таким способом, похож на витраж или
мозаичное панно.
Если кистью двигать по-разному, оставляемые его следы тоже могут быть
разные (вытянутый мазок, конусообразный, прямоугольный).
Кисть может оставлять и многоцветный след, если на кисти несколько оттенков
краски.
11. Рисование штампами: губкой, мятой бумагой, крышками, листиками,
ластик, пучок соломы и т.д.
Краска должна быть густой. Фон для работы лучше выполнять в техниках по
сырому или заливка. Краску брать лучше с палитры. На ней удобно смешивать
цвета. Штампы, измазанные двумя красками, оставляют двухцветные оттиски.
12. Набрызгивание – способ получения множества мелких пятнышек на
рисунке.
Получается набрызгивание путем смачивания в краске кисти из жесткой
щетины или зубной щетки и стряхивание с нее краски на рисунок (лучший
результат с использования трафарета, скотча…).
13. Монотопия пейзажная.
Лист сложить пополам. На одной стороне листа ребенок быстро рисует пейзаж,
на другой стороне получается его отражение в озере, реке. Рисовать быстро,
чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для
отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с
него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от
отпечатка.
14. Метод: пастель.
Рисовать на листе цветными мелками (можно использовать принцип мозаики).
15. Граттаж.
Цветной картон или плотная бумага, предварительно окрашенная акварелью.
Натереть лист бумаги (с фоном) так, чтобы он весь был покрыт слоем воска.
Затем лист закрасить гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания,
палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисование
недостающих деталей гуашью.
16. Рисование листьями.
Такое рисование хорошо проводить осенью. Соберите опавшие листья.
Нанесите на листья краску со стороны прожилок и аккуратно приложите к
бумаге, прижмите и снимите листик, взяв его за черешок.
17. Рисование смятой бумагой.
Приготовьте тонкий поролон, пропитанный гуашью, лист бумаги, на котором
будете рисовать и мятую бумагу. Прижмите сначала смятую бумагу к
поролону, а затем нанесите оттиск на рисунок.
18. Рисование по мокрой бумаге.
Бумагу смочите поролоном, а под низ подложите влажную салфетку. Рисовать
надо красками, получается очень интересный «размытый» эффект.
19. Рисование манкой.
Для рисования этим способом приготовьте бумагу темных тонов, клей ПВА,
кисточку, манку. Сначала надо нарисовать картинку карандашом, а потом
сначала обвести ее клеем и пока он не просох посыпать манкой.
20. Пластилинография .
Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной
картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой
изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Тематическое планирование
№
п/
п
Название темы
Познавательный
аспект
Развивающий
аспект
Материалы
Ко
лво
ча
со
1
2
3
4
Знакомство с
чудопомощниками
Знакомство
с
инструментами
рисования.
Знакомство
с
техникой
рисования
«Набрызги»
Знакомство
с
приемом
печати
Осенний букет
листьями.
Печатание
листьями.
Осеннее дерево Знакомство
с
приемом печати.
Оттиск печатками
из ластика
Грибы
в Оттиск печатками
лукошке
(шляпка-картон),
рисование
пальчиками
5
Осенняя сказка
6
Ветка рябины
7
Фрукты
Развитие
Акварель,
воображения,
кисть
чувства
цвета,
эстетического
восприятия
Развитие
творческих
способностей,
воображения.
в
2
2
Листья
различных
деревьев,
акварель,
кисти
у Акварель,
2
ластик, кисть
Развивать
ребенка
художественный
вкус.
Развивать чувство
композиции.
Развивать
художественный
вкус.
Знакомство
с Развитие
техникой
цветовосприятия.
рисования гуашью Развитие чувства
методом
тычка композиции.
кистью.
Смешивание
красок.
Особенности
изображаемого
предмета,
при
использовании
нетрадиционной
изобразительной
техники.
Знакомство
с Развитие мелкой
пластилиновой
моторики
рук,
техникой
как творческих
видом
способностей.
изобразительной
деятельности.
Пластилинография
Развитие
Знакомство
с
2
Гуашь
желтая,
красная.
Кисти
2
Пластилин
2
Гуашь,
2
техникой
воображения,
рисования «тычок чувства
жесткой кистью». композиции.
Рисование точками
и тушевание.
8
Сказочное
дерево
9
Мои рукавички
10
Осьминожки
11
Зимний пейзаж
12
Новогодняя ёлка
13
Снегири
ветке
Знакомство
с
техникой
выдувания.
Рисование
акварелью
методом
выдувания
Знакомство
с
техникой
печатания. Оттиск
печатками,
рисование
пальчиками
Знакомство
с
техникой
рисования
пальчиками,
ладошками
Развитие
Акварель,
воображения,
трубочка
чувства
цвета,
эстетического
восприятия
2
Акварель,
Развитие
кисти
творческих
качеств. Развитие
мелкой моторики
рук
2
Развитие у детей
чувства
цвета.
Развитие
эстетического
восприятия.
Развитие
Рисование свечой творческих
на тонированной способностей,
бумаге.
воображения.
Знакомство
с
новым
способом
передачи
изображения
с
помощью манки.
Рисование
с
помощью манки с
добавлением
краски.
на Расширять знания
о
перелетных
птицах.
Учить
рисовать снегирей,
используя метод
тычка.
жесткая
кисть
Акварель,
кисти
2
Свеча,
тонированна
я бумага
2
Развитие
Манка, лист 2
творческих
бумаги,
качеств. Развитие гуашь, кисть.
мелкой моторики
рук.
Развитие
творческих
способностей,
воображения.
Кисти, гуашь 2
14
Морозные узоры
15
Галстук
папы.
16
17
18
для
Знакомство
техникой
«выдувания».
Рисование
акварелью
методом
выдувания.
Развитие фантазии, Акварель,
с воображения.
трубочка
Развитие интереса
к
созданию
морозных узоров.
Воспитание любви
к родной природе.
Развитие чувства
Закрепление
ритма,
мелкой
умения украшать моторики,
галстук простым воображения.
узором, используя
крупные и мелкие
элементы. Оттиск
пробкой,
печатками
из
ластика, печать по
трафарету.
Снежная баба
Формирование
Развитие фантазии,
умения передавать воображения.
в
рисунке
особенности
изображаемого
предмета,
используя оттиск
скомканной
бумаги.
Учить
доводить предмет
до нужного образа
с
помощью
кисточки.
Открытка
для Украшение
Развитие
мамы
цветами открытки творческих
для
мамы. способностей,
Закрепление
воображения.
умения
пользоваться
знакомыми
техниками.
Укрась шарфик Знакомство
с Развитие чувства
печатью
по ритма.
трафарету.
Обучение умению
2
2
Пробки,
ластик,
вырезанные
галстуки из
бумаги.
Скомканная
бумага,
гуашь
2
Трафареты,
фломастеры
2
Шарфик,
вырезанный
из
тонированно
2
19
Перчатки
20
Подснежники
21
Переведение
рисунка
любимой
раскраски
22
Пушистые
животные
23
Веселые
человечки
24
Аквариум
украшать полоску
простым узором.
Печать
по
трафарету,
рисование
пальчиками.
Создание
орнамента
на
перчатке.
Формирование
графического
умения
–
обведение
кисти
руки.
Знакомство
с
техникой
рисования
мазками.
с Знакомство
техникой
«граттаж».
й
бумаги,
гуашь,
трафареты,
поролоновые
тампоны.
Развитие мелкой Лист бумаги, 2
моторики,
карандаш,
воображения.
акварельные
краски,
кисть.
Развивать
цветовосприятие,
воображение,
мелкой моторики.
Развитие
с творческих
способностей.
Совершенствовани
е умения
в
различных
изобразительных
техниках. Учить,
наиболее
выразительно,
отображать
в
рисунке
облик
животных.
Знакомство
с
новым
методом
рисования
с
помощью
разноцветных
веревочек. Силуэт
человека
в
движении.
Знакомство
с
техникой
рисования манкой
Развитие
воображения,
наблюдательности.
Воспитание
эмоциональной
отзывчивости.
Акварель,
восковые
мелки
2
Раскраска,
переводная
бумага,
карандаш
2
Жесткая
кисть,
акварельные
краски
2
Развитие
Веревочки
внимания, мелкой
моторики
рук,
воображения.
Развитие
воображения,
фантазии
2
2
Гуашь,
манка, клей
ПВА, кисть,
гуашь
25
Ракета летит в Закрепление
космос
умения рисовать
восковыми
мелками, украшать
блестками.
Развитие
воображения,
фантазии,
наблюдательности.
2
восковые
мелки,
акварель,
кисти, клей с
блестками,
26
Облака
2
Гуашь,
мокрый лист,
кисть.
27
Два
петушка Совершенствовани
ссорятся
е умения делать
отпечатки ладони
и дорисовывать их
до определённого
образа. Рисование
ладошкой.
Рисование
Познакомить с
«Праздничный
правилами
салют над
составления
городом»
композиции
Развитие
воображения,
наблюдательности.
Воспитание
эмоциональной
отзывчивости.
Развитие
воображения,
мелкой моторики
рук,
творческих
способностей.
Развивать
композиционные
навыки,
воображение.
Восковые
мелки,
акварель
28
Знакомство
с
новой техникой рисование
по
сырому фону.
Тонированн 2
ый
лист,
кисти, гуашь.
2
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате освоения программы «Развитие творческих способностей»
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
-анализировать,
определять
соответствие
форм,
размеров,
местоположения частей предметов;
- планировать свою работу;
- выполнять творческие работы в разных техниках
цвета,