ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка .............................................................................................. 3
1.2 Учебный план ............................................................................................................. 5
1.3 Планируемые результаты ......................................................................................... 6
1.4 Содержание дополнительной общеобразовательной программы
1.4 1 Рабочая программа занятий первого года обучения ......................................... 7
1.4.2 Рабочая программа занятий второго года обучения ……………………
14
1.4.3 Рабочая программа занятий третьего года обучения ........................................ 22
2
Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Календарный учебный график.......................................................................... 30
2.2 Материально-техническое обеспечение ........................................................... 30
2.3 Кадровое обеспечение ........................................................................................ 30
2.4 Формы аттестации и контроля за уровнем подготовки ..................................30
2.5 Методические материалы...................................................................................31
2.6 Список литературы ............................................................................................. 31
3
Аннотация ...................................................................................................................... 34
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание
гражданственности и патриотизма у учащихся. В настоящее время очень важно сформировать
у молодого поколения четкие позиции самоопределения и самоутверждения в обществе, любви
и уважения к своей стране, истории и культуре России.
Обращение к историческому наследию «малой Родины», к духовным ценностям,
накопленным предками, позволяет подрастающему поколению определить свое место и смысл
в жизни, сформировать общественное мировоззрение, правильно распорядиться историкокраеведческим и культурным наследием, понять проблемы современности. Для развития
обучения и воспитания подрастающего поколения важна связь с прошлыми поколениями и
формирование культурной и исторической памяти.
Эти два аспекта связаны и дополняют друг друга в программе «Школьный музей: юные
краеведы-экскурсоводы». Данная программа нацелена на углубление знаний в области
краеведения и обучение основам экскурсионно-краеведческой работы, подразумевает
теоретическую и практическую подготовку учащихся.
Специфика гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики
связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она
позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний
об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции,
ценности, свойств музейного предмета и его функций, а также знаний об отображаемом
экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики
позволяет эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного,
интеллектуального,
деятельностного,
эмоционально-волевого
компонентов
гражданственности.
Настоящая программа туристско-краеведческой направленности «Школьный историкокраеведческий музей» разработана на основе дополнительной авторской образовательной
программы «Юный историк-экскурсовод» Т.В. Митясовой , 2010 г. и рассчитана на 3 года
обучения. Она предполагает овладение навыками речевого общения, чтения топографических
знаков, поисково-исследовательской деятельности, работы с музейными экспозициями,
проведения экскурсий, воспитание интереса к краеведению, выявление индивидуальных
особенностей и развитие творческого мышления учащихся.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на три года.
Первый год обучения предполагает изучение истории Урала с древнейших времен до конца
18 века, знакомство с формированием архитектурного облика Екатеринбурга, овладение
первичными навыками краеведческой и экскурсионной деятельности, культурой и техникой
речи, знакомство с музейной работой, выявление индивидуальных особенностей учащихся.
Второй год обучения расширяет понятия об истории развития края и Екатеринбурга в 19
веке; учащиеся работают более самостоятельно, приобретаются навыки экскурсионной
деятельности, речевого общения, поисково-исследовательской и музейной работы,
развивается творческое мышление.
Третий год обучения углубляет знания о развитии Уральского региона и города
Екатеринбурга в 20-21 вв., совершенствуются навыки поисково-исследовательской и
экскурсионной работы в области краеведения, оформления творческих работ, развивается
инициатива и творчество, формируется гражданская позиция.
Предлагаемый курс обучения основам экскурсионно-краеведческой деятельности
адресован обучающимся в возрасте 13-17 лет. Количество обучающихся в учебной группе - 15
человек.
Новизна данной программы состоит в том, что она создает условия для саморазвития
обучающихся, осуществляет знакомство с понятием «музей», расширяет возможности
3
использования школьного историко-краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе.
Соединение разнообразных знаний, почерпнутых в различных науках, позволяет более глубоко
освоить теорию и, получив практические навыки, использовать их в дальнейшей работе
экскурсовода.
В процессе обучения по программе расширяются знания, полученные при изучении
курса истории Отечества, Урала, географии и археологии, литературы и культурологии,
городоведения и экскурсоведения, основы культуры и техники речи, а также основы
психологии через экскурсионно-краеведческую работу.
Благодаря занятиям в объединении «Юные краеведы-экскурсоводы» школьники учатся
работать коллективно, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся
оценивать исторические события родного края с нравственных позиций, приобретают навыки
работы с поисково-архивными материалами, и, как следствие, повышается общий уровень
культуры учащихся, формируется гражданское самосознание на основе обогащения
историческими знаниями.
Актуальность данного курса состоит в формировании гражданской жизненной позиции
подростков через участие в сохранении культуры родного края и увековечении исторической
памяти предков.
Цель программы: создание условий для социальной адаптации подростков и формирования
их личностного, гражданского и профессионального самоопределения в процессе
экскурсионно-краеведческой деятельности.
Задачи программы:
Развивающие:
развивать мышление и творческие способности учащихся;
развивать гуманитарную культуру учащихся;
развивать культуру речи, в том числе умение устного и письменного выступления.
Обучающие:
обучать работе с историко-архивными материалами и основами краеведческой работы и
топографии;
расширять знания учащихся, связанные с историей и традициями родного края; углублять
знания в области краеведения и туризма;
формировать умение проведения экскурсий, оформления поисково-исследовательской
работы.
Воспитательные:
воспитывать нравственные основы личности учащихся;
формировать гражданское самосознание на основе обогащения историческими знаниями.
Основные требования к учащимся при реализации программы: проявление интереса к
изучению краеведческого материала; овладение навыками работы юного экскурсовода;
активное участие в практических занятиях, выполнение поисково-исследовательской работы;
участие в проведении конкурсов, викторин; подготовка докладов, рефератов, экскурсий;
участие в защите проектов, творческих и краеведческих конкурсах.
Краткое содержание и методы деятельности:
Данная программа расширяет аспект изучения краеведческого материала в рамках
Уральского региона. Взаимосвязь истории и художественной культуры края с историей страны
и мира не только обогащает учащихся знаниями, но помогает человеку нового тысячелетия
ориентироваться в огромном информационном поле знаний, осваивать культурное
пространство, осознавать роль родного региона в целостной картине мира.
Обучение по программе помогает учащимся обогатиться знаниями и выявить
особенности культуры родного края, способствует развитию гуманитарной культуры,
формированию эстетического вкуса и воспитанию творческого человека.
В результате обучения по данной программе учащиеся приобретут знания об
историческом развитии Уральского региона, изучат историю Екатеринбурга, узнают об
основных архитектурных памятниках, научатся работать с библиотечными каталогами и
4
музейными экспозициями, смогут оформлять поисково-исследовательскую работу, проводить
экскурсии, работать с аудиторией, приобретут умения и навыки в области ориентирования на
местности и чтения топографических знаков.
Определённое место в программе отводится темам, формирующим подготовку
экскурсоводов: обучающиеся занимаются отработкой техники речи, изучают методику
подготовки и проведения экскурсий, учатся работать с техническими средствами,
используемыми в работе экскурсоводов, приобретают навыки общения со слушателями.
Особенностью методики проведения учебных занятий в объединении является
соединение теоретической и практической частей. Порядок работы и формы проведения могут
быть различны. Но преобладает деятельностный подход, и поэтому учащиеся анализируют
имеющиеся материалы, создают новые экскурсионные программы и экспозиции музея,
собирают и систематизируют материалы, редактируют тексты, ведут рабочие дневники,
записные книжки.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение
их к работе со справочной и архивной литературой.
Ведущие формы и методы обучения:
краткая лекция, сопровождаемая примерами из экспозиций школьного музея;
организация дискуссии на выбранную тему;
исторические игры;
работа с архивным и справочным материалом, каталогами;
коллективная разработка новой экспозиции музея;
отработка техники речи;
знакомство с работой экскурсовода;
подготовка письменных исследовательских работ;
экскурсии.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Общее количество часов по учебному плану: 648 часов.
Продолжительность занятий: 6 учебных часов в неделю (по расписанию).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал
что-то новое, обогащал свой кругозор, приобретал навыки самостоятельной работы. Для
учащихся, проявивших особый интерес и способности к научной и исследовательской работе,
предоставляется возможность развивать свой творческий потенциал на индивидуальных
практических занятиях, конференциях, семинарах, творческих встречах.
Формы подведения итогов:
составление «Портфеля экскурсовода»;
участие в презентации « День открытых дверей школьного музея».
1.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
« ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
№
п/п
Наименование модуля
Количество
часов всего
Количество
часов теории
1.
Введение
в
специальность
краеведа-экскурсовода. История и
географические
особенности
Уральского региона в 18 веке.
Основание г. Екатеринбурга
(1 год обучения)
216
105
5
Количество
часов
практики
111
2
3
Туристско-экскурсионная
и
поисково-исследовательская
практика. История Уральского края
и города Екатеринбурга в 19 веке.
(2 год обучения)
Профессиональное
мастерство
краеведа-экскурсовода, поисковоисследовательская деятельность.
История Урала и г. Екатеринбурга в
20-21 вв.
(3 год обучения)
Всего:
216
96
120
216
96
120
648
297
351
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ)
Учащиеся должны знать:
этапы исторического развития Уральского региона;
историю г. Екатеринбурга;
основы экскурсоведения;
специфику профессии экскурсовода.
Учащиеся должны уметь:
создавать творческие работы разных жанров, связанные с краеведением;
различать стили архитектурных памятников;
работать с библиотечными каталогами и архивными документами;
оформлять музейную экспозицию, выставку;
составлять «портфель экскурсовода»;
работать с аудиторией;
проводить экскурсии, беседы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
6
1.4.1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Введение в специальность краеведа. История и географические особенности
Уральского региона в 18 веке. Основание г. Екатеринбурга
Первый год обучения.
Пояснительная записка
Основное воспитательное ядро программы краеведческой направленности – обращение
к исторической памяти человечества, запечатлевшей все этапы его развития. Она приобщает
подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит
важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему.
Цель создания программы состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся,
проявляющим интерес к экскурсионно-краеведческой работе, изучить особенности
исторического и географического развития региона и г. Екатеринбурга, не только овладеть
первичными навыками краеведческой и экскурсионной деятельности, культурой и техникой
речи, познакомиться с музейной работой, но и выявить индивидуальные особенности
учащихся.
Работа по данной программе способствует формированию мотивационно-ценностного,
интеллектуального, эмоционально-волевого компонентов гражданственности, социальной
активности, развитию гуманистического и творческого мышления, учит оценивать себя как
личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. На
первом году обучения ученикам предлагается изучить географические особенности Уральского
региона, познакомиться с историей города Екатеринбурга, узнать основы музейного дела,
побывать в роли экскурсоводов, проявить творческие способности и коммуникативные
качества.
Актуальность программы
В настоящее время большой акцент делается на гражданско-патриотическое
воспитание подростков, на формирование у учащихся Свердловской области представлений об
идеалах и духовных ценностях, присущих истинному гражданину, воспитание любви к родному
краю. Но вместе с тем снижается интерес к чтению, посещению музеев, расширению кругозора.
Предполагается, что данная программа поможет в формировании у подрастающего поколения
устойчивого интереса к познавательной деятельности, в решении данного противоречия.
Кроме того, занятия экскурсионно-краеведческой деятельностью решает одну из
главных задач воспитания - формирование социально активной личности. Для этого
необходимо организовать творческую деятельность, интересную по содержанию,
привлекательную для подростков, учитывающую их способности и увлечения.
Программа первого года рассчитана на 216 часов.
Цель программы: расширение знаний в области краеведения, знакомство учащихся с
основными понятиями, связанными с историей и традициями родного края, включение
учащихся в творческий процесс получения и обработки информации.
Задачи:
познакомить с основами профессии краеведа-экскурсовода;
сформировать представления о развитии Уральского региона и основания города
Екатеринбурга;
содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности;
совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации,
находить нужный и интересный материал;
развивать творческое мышление и культуру речи.
Содержание и методы деятельности
При организации работы по программе основной акцент делается на работу учащихся в
школьном музее и экскурсионную практику. На занятиях и экскурсиях школьники изучают
7
особенности развития нашего города с древнейших времен до конца 18 века, знакомятся с
формированием архитектурного облика Екатеринбурга, развивают навыки письменной и
устной речи, знакомятся с профилями музеев и спецификой работы с музейными
экспозициями. В процессе работы выявляются индивидуальные особенности обучающихся. На
первом году обучения ребята овладевают первичными навыками краеведческой и
экскурсионной деятельности, изучают основы туристско-краеведческой работы, учатся
ориентироваться на местности, знакомятся с топографическими знаками. В начале учебного
года, в сентябре, на занятии в школьном музее составляется план работы на год, обсуждаются
проекты выставок и экспозиций, рассматриваются формы проведения практических занятий и
экскурсий, распределяется круг обязанностей между активистами школьного музея.
Формы и методы проведения занятий
Экскурсионно-краеведческая деятельность в школьном музее дает возможность
познакомиться с работой краеведа, изучающего не только историю, но и географические
особенности родного края. В качестве методических приемов могут быть использованы
беседы, занятия по группам, индивидуальные занятия. Для групповых теоретических занятий
предполагается проведение лекционных занятий, сопровождаемых примерами из экспозиций
школьного музея, на которых учащиеся знакомятся с музейными экспонатами. В практической
части занятий преобладают практикумы на местности, экскурсии, тренинги техники речи.
Ребята учатся оформлять буклеты, подбирают вопросы для краеведческих игр и викторин,
участвуют в коллективной разработке новой экспозиции музея. Методы проведения занятий:
лекции;
семинары;
практикумы;
тренинги;
краеведческие игры, викторины;
экскурсии.
Применяются различные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Критерии отслеживания усвоения программы:
1. Посещение культурных и краеведческих мероприятий.
2. Написание творческих работ.
3. Подготовка мини-экскурсий, презентаций.
4. Составление «Портфеля экскурсовода».
5. Участие в районных, городских конкурсах.
Формы подведения итогов:
1. Подготовка электронных презентаций по истории Урала и г. Екатеринбурга.
2. Участие в проведении открытого занятия в форме групповой экскурсии.
Ожидаемые результаты
В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
географические и исторические особенности края, особенности развитии региона и города
Екатеринбурга в 18 веке;
основы туристско-краеведческой работы;
упражнения для развития речевого аппарата.
Учащиеся должны уметь:
определять и читать топографические знаки;
ориентироваться на местности, работать с географической картой и атласом;
подбирать материал и готовить презентацию по заданной теме;
подготовить и провести мини-экскурсию.
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
8
№
п/п
1.
Месяц
/ неделя
Тема
Содержание темы
Введение в
специальность
краеведаэкскурсовода
Историческое краеведение:
сущность, цели и задачи.
Экскурсоведение. Туристскоэкскурсионные возможности края.
Практика. «Екатеринбург – столица
Урала».
09/1
09/1
09/2
Что такое
музей?
2.
09/3
09/3
09/4
09/4
10/5
10/6
10/7
10/7
10/8
10/8
11/9
11/9
11/10
11/10
11/11
3
3
3
6
12
15
3
3
3
3
3
3
3
3
3
9
3
3
9
12
3
21
Основа туристско-краеведческой
работы. Элементы топографии.
9
3
27
Природа и
человек
4.
3
Природно-климатические условия,
рельеф, ресурсы.
История открытия Уральских гор.
Топонимические понятия: «Урал»,
«Тобол», «Исеть», «Уктус» и др.
Античные авторы об Урале.
Уникальные памятники природы.
Практика.
Экскурсии по территории природных
парков и уникальных памятников
природы: «Парк имени лесоводов
России», «Шарташ», «Каменные
палатки», «Уктус – уголок природы
в городе».
«Сокровища каменного пояса» геологический музей.
10/6
Прак
-тика
3
3
21
Географически
е особенности
края
Теория
6
3
Понятие термина. Разновидности
музеев: исторический,
литературный, музей
изобразительных искусств, музей
природы, музей под открытым небом
и др.
Практика. Поиск, сбор материала о
музеях г. Екатеринбурга и
значительных музеях области.
Оформление буклетов, раскладушек
и пр.
Экскурсия «Невьянск. Падающая
башня».
09/2
3.
Всего
часов
9
12
Ориентирование на местности.
Элементы безопасности в походе.
Экология. Состояние окружающей
среды. Возможность жить в
гармонии с природой.
Практика. Практические занятия по
ориентированию на местности.
Подготовка к проведению
однодневного похода.
Экскурсия в краеведческий музей отдел природы.
11/11
11/12
12/13
12/13
История
заселения края
5.
12/14
12/15
12/15
12/16
12/16
01/17,18
Уральский
регион в
веке
01/18
01/19
01/19
01/20
01/20
02/21
02/21,22
02/22
02/23
02/24
6
3
3
27
Следы древних людей на Урале.
Заселение края.
Народы Урала. Основные занятия
местного населения.
Проникновение русских на Урал.
Распространение христианства.
Русская колонизация в 14-17 веке.
Поход Ермака. Присоединение
уральских земель к русскому
государству.
Быт и культура населения Урала.
Практика. Работа с географической
контурной картой, атласом нанесение рельефа и климатических
зон Уральского региона.
Туристско-экскурсионная поездка в
город Тобольск.
12/14
6.
3
15
12
3
3
3
3
3
3
9
36
18
18
18
Русская колонизация и народы
Урала.
Промышленность. Первые заводы.
Превращение Урала в
промышленный горнозаводской
район.
Демидовы – первые
предприниматели.
Открытие золота на Урале.
Управление краем. Население.
Практика. Семинарское занятие –
портрет «Империя Демидовых».
Викторина «Первые заводы Урала».
Экскурсионная поездка в Невьянск –
первую столицу империи
Демидовых.
«История открытия российского
золота» - экскурсионная поездка в г.
Березовский.
10
3
3
3
3
3
3
6
3
6
3
История города
Екатеринбурга
в 18 веке
7.
36
Социально-экономические
предпосылки основания центра
промышленности Урала.
Первый начальник горных заводов –
В.Н. Татищев. Уктус - раннее
поселение в черте будущего города.
Строительство завода и роль В.И. де
Геннина в строительстве города.
Планировка и застройка раннего
Екатеринбурга, его архитектурный
облик.
Хозяйственно-экономическое
развитие города.
Рост населения. Оценка
современниками новой столицы
Урала.
Практика. Подготовка
исторического календаря.
Семинарское занятие «Человекмашина» (Злобин Л., Бахарев Е.,
Ползунов И.)
Аукцион «Продукция
Екатеринбургского завода»
«Исторический покер» - игра по
итогам тем 6-7.
Экскурсии: «Город начинался здесь»,
«Границы старого Екатеринбурга»,
«Вознесенская горка - самая высокая
точка старого города», музей
архитектуры и промышленности
Урала.
02/24
03/25
03/25
03/26
03/26
03/27
03/27
03/28
03/28
04/29
04/29
04/30
Профессиональное мастерство
экскурсоводов
8.
04/30
04/31
04/31
04/32
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
12
3
3
3
3
11
18
3
24
Экскурсия и её сущность.
Классификация экскурсий.
«Портфель» экскурсовода.
Дыхание и развитие речевого голоса.
Влияние органов дыхания на речевой
звук.
18
12
Влияние осанки на процесс дыхания.
Массаж органов дыхания.
Практика. Тренировочная
гимнастика дыхательного аппарата.
Упражнения для развития силы
речевого голоса - тренировка мышц
речевого аппарата, которые
развивают и укрепляют мышцы рта,
челюстей, языка.
Этикетные формулы, монологи,
диалоги. Приветствие, прощание,
просьба.
04/32
05/33
05/33,34
Итоговые
занятия
9.
05/34
05/35
05/35,36
05/36
3
3
6
15
Подготовка мини-экскурсий,
экскурсионных зарисовок по истории
школы.
Проведение открытого занятия в
форме групповой экскурсии,
состоящей из мини-зарисовок.
Сбор материала и подготовка
презентации по истории школьного
музея.
Электронная презентация «Наш
музей».
Итого:
6
9
3
3
3
3
3
216
105
111
Тема 1.
Введение в специальность. Историческое краеведение: сущность, цели и задачи.
Экскурсоведение. Туристско-экскурсионные возможности края.
Практика. «Екатеринбург - столица Урала».
Тема 2.
Что такое музей? Понятие термина. Разновидности музеев: исторический, литературный, музей
изобразительных искусств, музей природы, музей под открытым небом и др.
Практика. Поиск, сбор материала о музеях Екатеринбурга и значительных музеях области.
Оформление буклетов, раскладушек и пр. Экскурсия «Невьянск. Падающая башня».
Тема 3.
Географические открытия края. Природно-климатические условия, рельеф ресурсы. Истрия
открытия Уральских гор. Топонимические понятия: «Урал», «Тобол», «Исеть», «Уктус» и др.
Античные авторы об Урале. Уникальные памятники природы.
Практика. Экскурсия по территории природных парков и уникальных памятников природы:
«Парк имени лесоводов России», «Шарташ», «Уктус - уголок природы в городе», экскурсия
«Сокровища каменного пояса» - экспозиция геологического музея».
Тема 4.
Природа и человек. Основа туристско-краеведческой работы. Элементы топографии.
Ориентирование на местности. Элементы безопасности в походе. Экология. Состояние
окружающей среды. Возможность жить в гармонии с природой.
12
Практика. Практические занятия по ориентированию на местности. Подготовка к проведению
однодневного похода. Экскурсия в краеведческий музей - отдел природы.
Тема 5.
История заселения края. Следы древних людей на Урале. Заселение края. Народы Урала.
Основные занятия местного населения. Проникновение русских на Урал. Распространение
христианства. Русская колонизация в 14-17 веках. Поход Ермака. Присоединение уральских
земель к русскому государству. Быт и культура населения Урала.
Практика. Работа с географической контурной картой, атласом – нанесение рельефа и
климатических зон Уральского региона. Туристско-экскурсионная поездка в Тобольск административный центр края.
Тема 6.
Уральский регион в 18 веке. Русская колонизация и народы Урала. Промышленность. Первые
заводы. Превращение Урала в промышленный горнозаводской район. Демидовы – первые
предприниматели. Открытие золота на Урале. Управление краем. Население.
Практика. Семинарское занятие – портрет «Империя Демидовых». Викторина «Первые заводы
Урала». Экскурсионная поездка в Невьянск – первую столицу империи Демидовых. «История
открытия российского золота» - экскурсионная поездка в Березовский.
Тема 7.
История города Екатеринбурга в 18 веке. Социально-экономические предпосылки основания
центра промышленности Урала. Первый начальник горных заводов – В.Н.Татищев. Уктус раннее поселение в черте будущего города. Строительство завода и роль В.И. де Геннина в
строительстве города. Планировка и застройка раннего Екатеринбурга, его архитектурный
облик. Хозяйственно-экономическое развитие города. Рост населения. Оценка современниками
новой столицы Урала.
Практика. Подготовка исторического календаря. Семинарское занятие «Человек- машина»
(Злобин Л., Бахарев Е., Ползунов И.). Аукцион «Продукция Екатеринбургского завода»,
«Исторический покер» - игра по итогам тем 6, 7. Экскурсии: «Город начинался здесь»,
«Границы старого Екатеринбурга», «Вознесенская горка – самая высокая точка старого
города». Музей архитектуры и промышленности Урала.
Тема 8.
Профессиональное мастерство экскурсоводов. Экскурсия, её сущность. Классификация
экскурсий. «Портфель» экскурсовода. Дыхание и развитие речевого голоса. Влияние органов
дыхания на речевой звук. Влияние осанки на процесс дыхания. Массаж органов дыхания.
Практика. Тренировочная гимнастика дыхательного аппарата. Упражнения для развития силы
речевого голоса – тренировка мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют
мышцы рта, челюстей, языка. Этикетные формулы, монологи, диалоги. Приветствие, прощание,
просьба.
Тема 9.
Итоговые занятия. Подготовка мини-экскурсий по школе № 114, экскурсионных зарисовок по
истории школы. Проведение открытого занятия в форме групповой экскурсии, состоящей из
мини-зарисовок.
13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Туристско-экскурсионная и поисково-исследовательская практика. История Уральского
края и города Екатеринбурга в 19 веке.
Второй год обучения
Пояснительная записка
Основной метод краеведения - сбор информации, предметов материальной культуры,
образцов полезных ископаемых, способствующих расширению знаний о крае, его природном,
хозяйственном и культурном развитии. Программа блока «Туристско-экскурсионная и
поисково-исследовательская практика. История Уральского края и города Екатеринбурга в 19
веке» является образовательной программой, которая расширяет знания учащихся об истории
Уральского края, знакомит с «золотым веком» г. Екатеринбурга. Для ребят раздвигаются
горизонты творчества, они могут не только получать информацию, но и передавать полученные
знания во время самостоятельного проведения экскурсий, накапливать материал для
творческих проектных и исследовательских работ. Наряду с теоретическими знаниями
развиваются практические навыки, больше внимания уделяется самостоятельной работе
учащихся. Программа направлена на формирование практических навыков при работе со
справочной и специальной литературой, использование компьютерных технологий. Всё это
делает процесс обучения краеведению увлекательным, эту часть жизни ребёнка значимой,
потому что даёт большие возможности для саморазвития.
Учащиеся сами составляют план работы, выбирают объекты для исследования и
экскурсий, используют справочную литературу, создают творческие проекты. Однако
недостаточно всего лишь овладеть способами работы. Нужно знать особенности развития
Уральского региона и г. Екатеринбурга, постоянно расширять свой кругозор, иметь
представление о профессиональных навыках экскурсовода, работать над техникой речи. Без
этих знаний невозможно получать удовольствие от сделанной работы, достичь высоких
результатов как в поисково-исследовательской, так и в экскурсионной работе.
Актуальность программы
Данная программа дает представление, как сделать краеведческую работу интересной
и значимой для школьников, а также формирует коммуникативные и гражданскопатриотические качества личности. В программе собран материал, которого достаточно для
получения общего представления о развитии Свердловской области и г. Екатеринбурга в 19
веке и использование этого материала для самостоятельной творческой и экскурсионной
деятельности. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии
подготовки юного краеведа-экскурсовода: от получения исторических сведений, специальных
знаний до возможности самостоятельного творчества и поисково-исследовательской работы.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации.
Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При
организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы
выполнить индивидуальную творческую или поисково-исследовательскую работу и принять
участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к истории и культуре родного края у
подрастающего поколения, развивать духовные качества личности, уважительное отношение к
памяти предков, сохранять и преумножать культурные ценности нашего края. Кроме того,
необходимо развивать мотивацию к саморазвитию и познавательную активность, так как дело,
которым учащиеся занимаются, представляет интерес для окружающих, воспитывает и
формирует нравственные качества личности.
Программа направлена не только на изучение истории и культуры родного края, но и
формирование навыков поисково-исследовательской работы. Изучение данного курса должно
содействовать расширению общего кругозора учащихся, развитию у них познавательной
активности и творческого мышления, формированию коммуникативных качеств. В программе
отражена связь с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение
14
коммуникативной и речевой культуры обучающихся, поэтому в “Программу” включен раздел
“Психология общения”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения
курса, окажутся полезными как для публичного выступления перед аудиторией, так и для
формирования активной жизненной позиции и культуры общения.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися специальных терминов и
понятий, формированию у них навыков критического мышления, продуктивному
использованию современных информационных технологий. В каждой теме предусмотрено
выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнение практических
или поисково-исследовательских работ.
Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов.
Цель программы: знакомство учащихся с историей развития Екатеринбурга и Уральского
региона в 19 веке, обучение основным навыкам профессионального мастерства экскурсовода,
методам работы в поисково-исследовательской практике, создание постоянно действующего
актива краеведов-экскурсоводов.
С учетом этого определены задачи данной программы.
Задачи:
формировать у ребят практические навыки краеведческой работы (умение собирать
информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой);
активизировать познавательную мыслительную деятельность;
развивать коммуникативные умения, прививать культуру общения;
воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
воспитывать у учащихся потребность в устных выступлениях и прививать им необходимые
для этого навыки;
развивать творческие способности школьников (осуществлять выпуск стенгазет, оформлять
альбомы, стенды, экспозиции);
формировать коммуникативные и творческие способности детей (умение анализировать и
отбирать полученную информацию).
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение
теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся в школьном музее и
экскурсионную практику. На занятиях и экскурсиях школьники изучают особенности развития
нашего города в 19 веке, учатся узнавать и различать архитектурные стили,
достопримечательности Екатеринбурга и Свердловской области, знакомятся с профилями
музеев и спецификой работы с музейными экспозициями. Немаловажную роль играет работа
над формированием профессиональных навыков экскурсовода: работа над техникой речи и
дикцией, умением найти психологический контакт с разной аудиторией, заинтересовать своим
рассказом. В развитии навыков общения помогают коммуникативные игры и тренинги. На
втором году обучения ребята осваивают поисково-исследовательскую практику: учатся
работать со специальной и справочной литературой, каталогами и энциклопедиями, готовят
проекты по выбранной теме. В начале учебного года, в сентябре, на занятии в школьном музее
составляется план работы на год, обсуждаются проекты новых выставок и экспозиций,
вносятся интересные предложения по проведению интерактивных занятий и экскурсий,
распределяется круг обязанностей между активистами школьного музея.
Объединение «Юные краеведы-экскурсоводы» охватывает учащихся 7-10 классов и ставит
своей целью создание постоянно действующего актива школьного музея.
Формы и методы проведения занятий
Экскурсионно-краеведческая деятельность в школьном музее дает возможность
попробовать себя в качестве увлеченного краеведа, изучающего историю родного края,
творческого исследователя и воодушевленного экскурсовода-артиста, способного своим
рассказом увлечь аудиторию. Поисково-исследовательская деятельность может быть
15
групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от темы
проекта или темы экскурсии. В качестве методических приемов могут быть использованы
беседы, экскурсии, лекции, тренинги, самостоятельная работа школьников, индивидуальные
задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы объединения
следующие методы проведения занятий:
индивидуальные занятия;
занятия по группам;
семинары, тренинги;
лекции;
выездные занятия, экскурсии;
встречи с интересными людьми;
конкурсы, викторины;
поисково-исследовательская работа.
Критерии отслеживания усвоения программы:
1. Развитие коммуникативных навыков, умение провести беседу, небольшую экскурсию.
2. Участие в конкурсах и мероприятиях краеведческой направленности.
3. Участие в написании творческих и исследовательских работ, разработке экскурсий.
4. Самостоятельная работа с библиотечными каталогами, специальной и справочной
литературой, оформление письменных работ.
Формы подведения итогов:
1. Творческие и исследовательские работы учащихся.
2. Проведение экскурсии по выбранной теме.
Ожидаемые результаты
В конце второго года обучения учащиеся должны знать:
этапы исторического развития Уральского региона в 19 веке;
историю и особенности строительства города-завода Екатеринбурга;
архитектурные стили;
специфику профессии экскурсовода.
Учащиеся должны уметь:
провести экскурсию по школьному музею;
владеть начальными навыками речевого общения;
работать с библиотечными каталогами и музейными экспозициями, найти нужный
материал по выбранной теме;
оформить творческую работу.
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения
№
п/п
Месяц /
неделя
Тема
Содержание темы
Введение в
специальность
1
09/01
09/01
Экскурсовод - профессия,
экскурсовод - актер, педагог и др.
Этикет экскурсовода. Нравственноэтические основы профессии.
Практика. Экскурсия
«Екатеринбургская картинная
16
Всего
часо
в
6
Теори
я
3
Практика
3
3
3
галерея». Анализ работы
экскурсовода.
История края в 19
веке
2.
Техническая отсталость
горнозаводского края. Развитие
не горнозаводской
промышленности. Начало и
завершение промышленного
переворота.
Новые явления в экономической
жизни края. Ресурсы управления
промышленностью. Население
города. Демократический подъем
просветительского движения.
Открытие учебных заведений,
библиотек.
Расцвет архитектуры. Создание
архитектурных ансамблей.
Ювелирное искусство.
Каслинское художественное литье.
Практика. Практическая работа по
составлению каталога деталей
архитектурных стилей.
Экскурсионные поездки:
Нижний Тагил - краеведческий
музей.
Село Н.Синячиха - музей
деревянного зодчества под
открытым небом.
09/02
09/02
09/03
09/03
09/04
09/04
10/05
10/06
История
Екатеринбурга
19 веке
3.
10/07
10/07,08
10/08
10/09
30
15
3
3
3
3
3
3
6
6
69
39
в
Золотой век Екатеринбурга. Роль
и место города в народном
хозяйстве края.
Превращение города в
административный центр всей
уральской горнозаводской
промышленности.
Купцы-золотопромышленники –
Зотовы, Рязановы, Казанцевы,
Харитоновы.
Промышленный переворот на базе
Екатеринбургских предприятий.
Закрытие старых предприятий и
создание новых заводов и фабрик.
Превращение Екатеринбурга в
крупный промышленный узел.
Строительство железных дорог.
17
15
3
6
3
3
30
Система городского управления.
Изменения численности в
структуре населения. Быт и условия
жизни горнозаводского населения.
Расширение территории.
Планировка и архитектурный
облик промышленного центра
Урала. Деятельность архитекторов
М.П. Малахова, М. Свиязева, Н.
Турского и др.
Дворцово-усадебный комплекс
Расторгуева-Харитонова.
Ново-Тихвинский монастырь.
Архитектура культовых
сооружений.
Расцвет камнерезного искусства и
гранитного производства.
Создание профессиональных
театров.
Практика. Занятия - портреты:
Татищев В.Н., де Геннин В. И.,
Малахов М. П..
Экскурсии: «История Дворца
творчества учащихся»,
«Английский парк в центре
города»,
«Главные улицы старого города»,
«Деревянное зодчество
Екатеринбурга».
«Творчество М.П. Малахова в
истории города».
Экспозиция музея историкоювелирного и камнерезного
искусства.
11/09,10
11/10
11/11
11/11
11/ 12
11/12
11/13,14
12/14
12/ 15
12/15
12/16
01/ 17
01 /18
Профессионально
е мастерство
экскурсовода
4.
01/20
01/20
02/21
02/21
3
3
3
3
6
3
3
3
6
6
3
21
Психология
общения
02 /22
3
12
Экскурсия, её сущность.
Методика подготовки и проведения
экскурсии.
Работа над дикцией.
Практика. Артикуляционная и
пластическая гимнастика органов
речи.
Упражнение по отработке гласных
и согласных звуков.
Работа с техническими средствами.
01/18
01/ 19
5.
6
3
6
3
3
3
18
Предмет психологии. Понятие об
общении. Психологический контакт
18
9
9
3
3
9
в процессе туристскоэкскурсионной деятельности.
Развитие навыков общения в
период туристско-экскурсионной
деятельности.
Решение проблем застенчивости,
трудностей при контакте с
малознакомыми людьми, умение
расположить к себе собеседника.
Практика. Определение лидера в
группе. Игра «Кораблекрушение».
Тренинги общения.
Анализ и решение ситуаций,
возникающих в процессе
туристско-экскурсионного
обслуживания.
02/22
02/23
02/23
02/24
02/24
Туристскоэкскурсионная
практика
6.
03/26
03/26
03 /27
03/28
03/28
04/29
04/ 30
04/ 30
04/ 31
04/31
3
3
3
12
Поисковоисследовательская практика
03/ 27
3
-
12
Подготовка и проведение экскурсии
по выбранной теме и заявкам.
Реклама.
Организация коллективовэкскурсантов.
03/25
7.
3
6
3
3
54
Музейная практика. Основы
музееведения. Профили
музеев города Екатеринбурга.
Обзор основных музейных
коллекций.
Специфика работы с музейными
экспозициями и коллекциями.
Музейная педагогика.
Библиотечная практика. Навык
отбора краеведческой, справочной
и др. литературы. Письменные
источники.
Периодическая печать - газеты,
журналы - важнейший источник
изучения исторического материала.
Умение конспектировать и
оформлять результат работы.
Формирование методического
банка школы экскурсоводов.
Цели и задачи индивидуальной
подготовки.
Обзор методических и
исследовательских работ банка
школы экскурсоводов.
04/ 32
18
36
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
19
Процесс накопления и пополнения
материалов.
Правила написания рефератов и
других письменных работ.
Подготовка проектных работ по
выбранной теме (занятия
проводятся индивидуально,
перечень тем см. ниже).
04/32
05 /33-35
Итоговые занятия
8.
05/36
3
18
6
Проведение экскурсий по
выбранной теме. Защита проекта
экскурсии.
ИТОГО:
216
6
6
96
120
Содержание программы
Тема 1.
Введение в специальность. Экскурсовод - профессия, экскурсовод - актёр, педагог и др. Этикет
экскурсовода. Нравственно-этические основы профессии.
Практика. Экскурсия «Екатеринбургская картинная галерея». Анализ работы экскурсовода.
Тема 2.
История края в 19 веке. Техническая отсталость горнозаводского края. Переоснащение заводов.
Развитие не горнозаводской промышленности. Начало и завершение промышленного
переворота. Новые явления в экономической жизни края. Ресурсы управления
промышленностью. Население города. Демократический подъём просветительского движения.
Открытие учебных заведений, библиотек. Расцвет архитектуры. Создание архитектурных
ансамблей. Ювелирное искусство. Каслинское художественное литьё.
Практика. Практические работы по составлению каталога деталей архитектурных стилей.
Экскурсионные поездки: г. Нижний Тагил – краеведческий музей; село Нижняя Синячиха –
музей деревянного зодчества под открытым небом; г. Касли – музей каслинского литья.
Тема 3.
История города Екатеринбурга в 19 веке. Золотой век Екатеринбурга. Роль и место города в
народном хозяйстве края. Превращение города в административный центр всей уральской
горнозаводской промышленности. Купцы-золотопромышленники - Зотовы, Рязановы,
Казанцевы, Харитоновы. Промышленный переворот на базе екатеринбургских предприятий.
Закрытие старых предприятий и создание новых заводов и фабрик. Превращение
Екатеринбурга в крупный промышленный узел. Строительство железных дорог. Система
городского управления. Эпоха В.А. Глинки. Введение земских учреждений. Изменение в
численности и структуре населения. Быт и условия жизни горнозаводского населения.
Расширение территории города. Планировка и архитектурный облик промышленного центра
Урала. Деятельность архитекторов М.П. Малахова, М. Свиязева, Н. Турского и др. Дворцовоусадебный комплекс Расторгуева-Харитонова. Ново-Тихвинский монастырь. Архитектура
культовых сооружений. Расцвет камнерезного искусства и гранитного производства. Создание
профессиональных театров.
Практика. Занятия – портреты: Татищев В.Н., де Геннин В.И., Малахов М.П. Экскурсии:
«История Дворца творчества учащихся», «Английский парк в центре города», «Главные улицы
старого города», «Деревянное зодчество Екатеринбурга», «Творчество М.П. Малахова в
истории города». Экспозиция музея истории ювелирного и камнерезного искусства.
Тема 4.
20
Профессиональное мастерство экскурсовода. Экскурсия, её сущность. Методика подготовки и
проведения экскурсии. Работа над дикцией.
Практика. Артикуляция и пластическая гимнастика органов речи. Упражнения по отработке
гласных и согласных звуков. Работа с техническими средствами.
Тема 5.
Психология общения. Предмет психологии. Понятие об общении. Психологический контакт в
процессе туристско-экскурсионной деятельности. Развитие навыков общения в период
туристско-экскурсионной работы.
Практика. Определение лидера в группе. Игра «Кораблекрушение». Тренинги общения.
Анализ и решение ситуаций, возникающих в процессе туристско-экскурсионного
обслуживания.
Тема 6.
Туристско-экскурсионная практика. Подготовка и проведение экскурсии по выбранной теме и
заявкам. Участие в массовых мероприятиях МБОУ СОШ № 114. Реклама. Организация
коллективов-экскурсантов.
Тема 7.
Поисково-исследовательская практика. Задачи и цели индивидуальной подготовки. Обзор
методических и исследовательских работ банка школы экскурсоводов. Процесс накопления и
пополнения материалов. Музейная практика. Основы музееведения. Профили музеев города
Екатеринбурга. Обзор основных музейных коллекций. Специфика работы с музейными
экспозициями и коллекциями. Музейная педагогика.
Практика. Навык отбора краеведческой, справочной и др. литературы. Письменные
источники. Периодическая печать – газеты, журналы – важнейший источник изучения
исторического материала. Умение конспектировать и оформлять результаты работы. Правила
написания рефератов, исследовательских и др. письменных работ. Подготовка работы по
выбранной теме на индивидуальных занятиях (перечень тем см. ниже).
Тема 8.
Итоговое занятие. Проведение экскурсии по выбранной теме
21
1.4.3 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессиональное мастерство краеведа-экскурсовода, поисково-исследовательская
деятельность. История Урала и г. Екатеринбурга в 20-21 вв.
Третий год обучения
Пояснительная записка
Важным условием развития краеведения являются современные социальнополитические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль
«провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому,
народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей
самобытности.
Программа блока «Профессиональное мастерство краеведа-экскурсовода, поисковоисследовательская деятельность. История Урала и г. Екатеринбурга в 20-21 вв.» является
образовательной программой, которая углубляет знания о развитии Уральского региона и
города Екатеринбурга в 20-21 вв., совершенствует навыки поисково-исследовательской и
экскурсионной работы в области краеведения, оформления творческих работ, развивает
инициативу и творчество учащихся, формирует активную гражданскую позицию.
Для старшеклассников предоставляются более широкие возможности самостоятельной,
исследовательской работы. Они могут не только получать информацию, но и анализировать
полученные знания, сравнивать накопленный материал, совершать самостоятельный отбор для
творческих и проектных работ. Наряду с теоретическими знаниями совершенствуются
практические навыки, больше внимания уделяется архивной и научно-исследовательской
работе.
Актуальность программы
Данная программа расширяет аспект изучения краеведческого материала в рамках
Уральского региона, способствует социальной адаптации обучающихся в современном
обществе, помогает профессиональному самоопределению молодежи. В программе собран
материал о развитии Свердловской области и г. Екатеринбурга в 20-21 вв. При овладении
знаниями, связанными с историей и традициями родного края, при использовании этого
материала для самостоятельной исследовательской и творческой деятельности у учащихся
формируются самостоятельность, критическое мышление, умение находить решение в
нестандартных ситуациях, коммуникативные навыки. Содержание программы расширяет поле
самостоятельной работы с разными источниками информации. Содержание каждой темы
включает в себя разные формы деятельности - от творческой до исследовательской.
Программа направлена на формирование профессиональных навыков при работе со
специальной литературой, архивами, электронными каталогами, более широкое использование
компьютерных и коммуникативных технологий. Изучение данного курса должно содействовать
расширению кругозора учащихся, развитию у них познавательной активности и критического
мышления, формирование гражданского самосознания и нравственных качеств личности
Кроме того, программа способствует усвоению учащимися специальных знаний и
терминов, продуктивное использование современных образовательных технологий. В каждой
теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и
выполнение практических или поисково-исследовательских работ.
Общее количество часов - 216.
Цель программы: углубление знаний о развитии Екатеринбурга и Уральского региона в 2021 вв., совершенствование навыков поисково-исследовательской и экскурсионной
деятельности в области краеведения, развитие творческой инициативы обучающихся.
Задачи:
формировать у учащихся практические навыки краеведческой работы: умение производить
отбор и анализ полученной информацию, пользоваться разнообразной специальной и
научной литературой, работать с архивами;
активизировать познавательную мыслительную деятельность;
22
развивать коммуникативные умения и творческие способности школьников;
формировать духовные качества личности, гуманитарную культуру, гражданское
самосознание учащихся на основе обогащения историческими знаниями;
воспитывать у учащихся потребность в устных выступлениях и прививать им необходимые
для этого навыки;
уметь применять полученные знания при проведении экскурсии.
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение
теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся в школьном музее
и экскурсионную практику. На занятиях и экскурсиях школьники изучают особенности
развития нашего города в 20 и начале 21 века, достопримечательности Екатеринбурга и
Свердловской области, знакомятся с профилями музеев и спецификой работы с музейными
экспозициями. Немаловажную роль играет работа над формированием профессиональных
навыков экскурсовода: работа над техникой речи и дикцией, умением найти психологический
контакт с разной аудиторией, заинтересовать своим рассказом. В развитии навыков общения
помогают коммуникативные игры и тренинги. На третьем году обучения ребята осваивают
поисково-исследовательскую практику: учатся работать со специальной и справочной
литературой, каталогами и энциклопедиями, готовят проекты по выбранной теме.
Формы и методы проведения занятий
Экскурсионно-краеведческая деятельность в школьном музее дает возможность
попробовать себя в качестве увлеченного краеведа, изучающего историю родного края,
творческого исследователя и воодушевленного экскурсовода-артиста, способного своим
рассказом увлечь аудиторию.
В программе работы объединения формы работы: групповая, индивидуальная,
самостоятельная. Поисково-исследовательская деятельность может быть групповой и
индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от темы проекта или
темы экскурсии. В качестве методических приемов могут быть использованы:
беседы, лекции;
занятия по группам;
индивидуальные занятия;
самостоятельная работа;
семинары, тренинги;
выездные занятия, экскурсии;
поисково-исследовательская деятельность;
краеведческие конкурсы.
Критерии отслеживания усвоения программы:
1. Развитие творческого и критического мышления учащихся.
2. Формирование социально-компетентной личности, с активной гражданской позицией.
3. Поисково-исследовательская деятельность.
4. Участие в защите проектов, разработка и проведении экскурсий.
5. Участие в организации выставки или музейной экспозиции.
Формы подведения итогов:
1. Разработка и проведение экскурсии по выбранной теме.
2. Самостоятельная творческая или исследовательская работа, защита проекта.
Ожидаемые результаты
В конце третьего года обучения учащиеся должны знать:
историческое развитие Уральского региона в 20-21 вв.;
историю города Екатеринбурга за период существования;
правила создания и оформления поисково-исследовательской работы;
правила создания экспозиции, проведения экскурсии.
23
Учащиеся должны уметь:
провести экскурсию по объявленной тематике;
владеть культурой и техникой речи;
построить письменное и устное сообщение;
в соответствии с темой отбирать материал, анализировать источники информации,
составлять план экскурсии;
владеть наукой общения с незнакомыми людьми, работать с любой аудиторией;
работать индивидуально, в паре, в группе, проводить занятия с младшими группами;
оформлять письменную работу, реферат, доклад и т.д.
Календарно-тематическое планирование
Третий год обучения
№
п/п
1.
Месяц/
неделя
Тема
Содержание темы
Введение в
специальность
09/01
6
История края в
20 веке
09/02
09/02
09/03,04
09/04
10/05
10/05
Тео- Прак
рия -тика
3
Проблема сохранности памятников в
г. Екатеринбурге. Культурный
потенциал города.
Практика. Экскурсия.
Архитектурные памятники
Екатеринбурга, находящиеся в
«группе риска».
09/01
2.
Всего
часов
3
3
69
2.1. Социально-экономическое
развитие в начале 20 века.
Административно-территориальное
деление и управление.
Развитие Урала в период революций,
первой мировой и гражданской
войны.
2.2. Социально-экономическое
развитие в советский и
современный период.
Урал – арсенал победы в годы
Великой Отечественной войны, его
роль в победе над фашистской
Германией.
Социально-экономическое развитие
в послевоенный период.
Годы перестройки.
Роль Урала и его регионов в
современном развитии страны.
2.3. Урал в культурной жизни
страны.
Культура края в начале века.
Деятельность УОЛЕ.
Рост творческой интеллигенции.
24
3
42
27
3
3
9
3
3
3
-
О.Е. Клер, А.А. Миславский, В.Е.
Грум-Гржимайло, Д.Н. МаминСибиряк, Ф.М. Решетников.
Задачи образования населения в 2030 годы. Создание филиала
Академии наук. Ферсман А.Е.,
Вонсовский С.В.
Литература, музыка, театр.
П.П. Бажов.
Возрождение искусства
художественного каслинского литья.
Активизация общественнополитической жизни в период
Великой Отечественной войны.
Наука на службе фронта.
Развитие культуры в послевоенный
период. Писатели – В. Очеретин,
композиторы – В. Гольперин, Е.
Родыгин, Г. Топорков, художникиГ. Мосин, В. Зинов, В. Игошев.
Практика. Экскурсии: «Урал
индустриальный». Экспозиция музея
турбинного завода.
«Прикладное искусство Урала экспозиция краеведческого музея».
« Художественные промыслы
России».
«Возрождение древнейших городов
Урала».
Верхотурье (туристскоэкскурсионная поездка).
Подготовка каталога экскурсионных
объектов.
10/6
10/7
10 /7 – 8
10 / 8
11/ 9
11/ 9
11/10
11 /10 -12
11 / 12
История
Екатеринбурга в
20 веке
12/13
12/14
12/14
12/15
12/15
12/ 16
6
3
6
3
3
3
3
12
3
51
3.1.Социально-экономическое
развитие города в советский и
современный период.
Трагедия в Ипатьевском доме.
Переход к мирной жизни. От
Екатеринбурга к Свердловску.
Культовые репрессии.
Архитектурный облик города.
Свердловск индустриальный.
Строительство УЗТМ.
3.2. Свердловск в годы Великой
Отечественной войны.
«Опорный край державы» Свердловск в годы Великой
Отечественной войны.
01/ 16,17
33
6
3
3
3
3
3
6
25
18
Напряжённый труд свердловчан в
условиях послевоенного времени.
Техническое перевооружение.
Дальнейшее развитие науки.
Реконструкция крупных
промышленных предприятий в 80-е
годы. Трудности и социальные
проблемы 80-х годов.
Социально-экономическое развитие
города в период рыночных реформ и
в 90-е годы.
Наука, образование, искусство.
Решение проблем социокультурной
ситуации на рубеже третьего
тысячелетия.
3.3. Архитектурный облик
промышленного центра страны.
Практика. Экскурсия
«Конструктивизм в архитектурном
облике города».
«Памятники революции и
гражданской войны», «Памятники
Великой Отечественной войны».
Проблемы современного города.
«Город, в котором мы живем».
«Свердловск - Екатеринбург
театральный».
«Свердловск – Екатеринбург
студенческий».
01 /17
01 / 18
01 / 18
01 / 19
01 / 19
01/20
01 / 20
02/ 21
02 / 21
Профессиональ ное
мастерство
экскурсовода
4.
3
3
3
3
3
3
3
3
36
Дифференцированный подход к
экскурсионному обслуживанию.
Особенности проведения экскурсий
для различных групп населения.
Особенности проведения экскурсий:
пешеходных, автобусных и т.д.
Орфоэпия.
Практика. Упражнения на
отработку орфоэпического
произношения слов.
Правила произношения слов.
Ударение.
Упражнения на тренировку речевого
голоса.
02 /22
02 /22
02/ 23
02 /23
02 /24
03 / 25
03 / 26
03 /27
5.
3
Туристско экскурсионная
практика в
детском
24
3
3
3
3
6
6
6
6
12
26
12
12
экскурсионном
бюро
Проведение экскурсий для младших
и средних школьников по заявкам.
03/28
04/29
Поисково исследовательская
практика в архиве
6.
36
6.1. Архивоведение.
Основы архивоведения. Архивы
России, города Екатеринбурга.
Правила работы в архивах и частных
коллекциях.
6.2. Архивная практика.
6.3. Подготовка письменных
исследовательских работ.
Поиск необходимых материалов
заданной тематики.
Использование найденных
документов, письменных источников
для раскрытия выбранной темы.
Оформление письменной темы.
Участие в научно-практических
конференциях, конкурсах,
тематических чтениях и т.д.
Консультации и проверки текста
(индивидуально).
04/30
04/30-31
04/31-32
04/32-33
05/33
05/34
05/35
Итоговое занятие
7.
05/36
-
-
6
30
3
6
6
6
3
6
6
6
Подготовка и проведение
краеведческой олимпиады по
материалам образовательной
программы
«Юный экскурсовод».
ИТОГО:
12
216
6
6
96
120
Содержание программы
Тема 1.
Проблема сохранения памятников (исторических, археологических, архитектурных и др.) в
городе Екатеринбурге. Культурный потенциал города.
Практика. Экскурсии. «Архитектурные памятники Екатеринбурга, находящиеся в «группе
риска».
Тема 2.
История края в 20-ом веке. Социально-экономическое развитие края в начале 20 века.
Административно-территориальное деление и управление. Развитие Урала в период
революций, мировой и гражданской войны. Урал – арсенал победы над фашистской Германией.
Социально-экономическое развитие в послевоенный период. Годы перестройки. Роль Урала и
его регионов в современном развитии страны. Культура края в начале века. Деятельность
УОЛЕ. Рост творческой интеллигенции. О.Е. Клер, А.А. Миславский, В.Е. Грум-Гржимайло,
Д.Н. Мамин-Сибиряк, Ф.М. Решетников. Задачи образования населения в 20-30-е годы.
Создание филиала Академии наук. А.Е. Ферсман, С.В. Вонсовский. Литература, музыка, театр.
П.П.Бажов. Возрождение искусства художественного каслинского литья. Активизация
27
общественно-политической жизни в период Великой Отечественной войны. Наука на службе
фронту. Развитие культуры в послевоенный период (писатель - В. Очеретин, композиторы – В.
Альперин, Е. Родыгин, Топорков, художники – Г. Мосин, В. Зинов, В. Игошев).
Практика. Экскурсии: «Урал индустриальный» (Экспозиция музея УЗТМ, ТМЗ), «Проблемы
современного производства. Верх-Исетский завод», «Прикладное искусство Урала –
экспозиция краеведческого музея», «Художественные промыслы России». «Возрождение
древнейших городов Урала». Верхотурье (поездка). Подготовка каталога экскурсионных
объектов.
Тема 3.
История Екатеринбурга в 20 веке. Социально-экономическое развитие города в период
революций, мировой и гражданской войн. Трагедия в Ипатьевском доме. Переход к мирной
жизни. От Екатеринбурга к Свердловску. Культовые репрессии. Архитектурный облик города.
Свердловск индустриальный. Строительство УЗТМ. «Опорный край державы» - Свердловск в
годы Великой Отечественной войны. Напряженный труд свердловчан в послевоенный период.
Техническое перевооружение. Дальнейшее развитие науки. Реконструкция крупных
промышленных предприятий в 80-е годы. Трудности и социальные проблемы 80-х годов.
Социально-экономическое развитие города в период рыночных реформ и в 90-е годы. Наука,
образование, искусство. Решение проблем социокультурной ситуации на рубеже третьего
тысячелетия.
Практика. Архитектурный облик Екатеринбурга. Экскурсии: «Конструктивизм в
архитектурном облике города», «Памятники революции и гражданской войны». Проблемы
современного города: «Город, в котором мы живем», «Свердловск -Екатеринбург
театральный», «Свердловск - Екатеринбург студенческий».
Тема 4.
Профессиональное мастерство экскурсовода. Дифференцированный подход к экскурсионному
обслуживанию. Особенности проведения экскурсий для различных групп населения.
Особенности проведения экскурсий: пешеходных, автобусных и т.д. Орфоэпия.
Практика. Упражнения на отработку орфоэпического произношения слов. Правила
произношения слов. Ударение. Упражнения на тренировку речевого голоса.
Тема 5.
Туристско-экскурсионная практика в школьном экскурсионном бюро.
Практика. Проведение экскурсий для младших и средних школьников по заявкам.
Тема 6.
Поисково-исследовательская практика в архиве. Основы архивоведения. Архивы России,
города Екатеринбурга. Правила работы в архивах и частных коллекциях.
Практика. Поиск необходимых материалов заданной тематики. Использование найденных
документов, письменных источников для раскрытия выбранной темы. Оформление письменной
темы. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, тематических чтениях и т.д.
Консультации и проверки текста (занятия проводятся индивидуально).
Тема 7.
Итоговое занятие. Проведение краеведческой олимпиады по материалам программы «Юный
экскурсовод».
Примерная тематика рефератов, исследовательских работ
1. Демидовы – первые уральские предприниматели.
2. Урал - основной металлургический регион России в 18 веке.
3. Татищев В.Н. - историк Урала.
4. Деятельность Татищева по развитию Уральского края.
5. Деятельность В.И. де Геннина на Урале.
6. Ирбитская ярмарка.
7. Творчество М.П. Малахова.
8. Архитектура Екатеринбурга первой половины 19 века.
28
9. Невьянск – центр уральского старообрядчества.
10. Экскурсионные объекты Исторического сквера.
11. Каслинское литьё.
12. Златоустовская гравюра на стали
Примерный перечень экскурсий школьного экскурсионного бюро
1. Уктус – начало Великого города.
2. Главная площадь Екатеринбурга.
3. Последние дни Романовых в Екатеринбурге.
4. Тайны Вознесенской горки.
5. Екатеринбург промышленный.
29
2 .Организационно-педагогические условия реализации программы
21.1Календарный график
Начало обучения 01.09.2017 года, окончание 31.05.2018 года.
Продолжительность обучения в объединениях дополнительного образования МАОУ СОШ №
114 - 36 учебных недель.
2.2. Матриально-техническое обеспечение
Технические средства обучения (средства ИКТ)
компьютер «Celeron» – 1 шт.,
проектор «Acer»– 1 шт.,
телевизор «Rolsen»– 1 шт.,
МФУ, лазерный «Xerox» PE-120 – 1шт.,
экран – 1 шт.,
Основное оборудование:
стол учителя -2 шт.,
стул учителя -1 шт.,
столы ученические двухместные– 8 шт.,
стулья ученические – 26 шт.,
шкафы для музейных экспонатов, методического и учебного материала – 9 шт.,
витрины стеклянные – 4 шт.,
витрины музейные – 2 шт.,
тумба под телевизор – 1 шт.
2.3. Кадровое обеспечение
Программу дополнительного образования реализует педагог, имеющей высшее
профессиональное образование в области соответствующей профилю объединения, без
предъявления требований к стажу работы.
2.4. Формы аттестации и контроля за уровнем подготовки
Формы контроля
- проведение экскурсий;
- анкетирование педагогов и родителей;
- анализ творческих работ детей;
- создание экспозиций ;
- участие в конкурсах,
- создание проектов;
-участие в исследовательской деятельности;
-общественная деятельность.
Формы фиксации результатов:
грамоты;
дипломы
диагностические индивидуальные карты;
видеозапись;
отзывы детей и родителей;
методические разработки;
портфолио.
30
Показателем качества образования являются достижения учащихся в концертах,
конкурсах, проектах разного уровня.
Формы подведения итогов:
составление «Портфеля экскурсовода»;
участие в презентации « День открытых дверей школьного музея».
2.5 Методические материалы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Экспозиции, витрины и фонды музея по темам:
«Основание Екатеринбурга»;
«Золотой век Екатеринбурга»;
«Археологические находки»;
«Этнографический уголок»;
«Город сегодня и вчера»;
«Юбилей Победы»;
«Родина-мать зовет»;
«Народный подвиг Урала. Боевой путь УДТК»;
«Заводы Свердловска в годы Великой Отечественной войны»;
«Всё для фронта – всё для Победы. Дети войны»;
«Семья Романовых на Урале»;
«Капонир. Экспонаты Калининского военного полигона времен ВОВ».
Литература, справочные издания, документы, материалы периодической печати по истории,
краеведению, истории края.
Художественные произведения писателей и поэтов Урала, известных российских писателей
и поэтов, связанные с развитием Уральского края, города Екатеринбурга.
Воспоминания и заметки известных ученых и путешественников.
Альбомы, буклеты, каталоги музеев, выставок:
«Как книгу листаем года», «Пакрус», Екатеринбург, 2011.
«Во имя Победы. Свердловск в годы Великой Отечественной войны», «Формат»,
Екатеринбург, 2010.
«Уральский турбинный завод. История завода в истории страны», Екатеринбург, 2013
Карты России, Среднего Урала, Екатеринбурга в разные исторические периоды.
Портреты выдающихся деятелей России, Урала, основателей и строителей города
Екатеринбурга.
Методические пособия, тексты экскурсий, рефераты, письменные работы.
«Вклад Среднего Урала в войну 1812 года», «80 лет Свердловской области», «Страницы
ратного пути», «Коренные народы Урала», «Птенцы гнезда Петрова на Урале»,
«Бородинское сражение. Заграничные походы русской армии», «Мушкетерский полк»,
«Уральцы-бойцы невидимого фронта», «Символы России»,
Викторины: «Знай свой край», «Недаром помнит вся Россия», «Мой город, мой район на
карте Свердловской области», «Екатеринбург – твой старый знакомый», «290 лет
Екатеринбургу», «Конструктивизм в архитектуре Екатеринбурга», «Достопримечательности
Екатеринбурга».
Фотографии и слайды предметов быта, интерьеров домов, дворцов, архитектурных
памятников истории и культуры, культовых и промышленных сооружений, природы Урала.
2.6 Список
литературы
Литература для педагога
1. Архивы Урала. Ежегодный научно - популярный журнал. № 9-10, 2006. – Екатеринбург,
Управление архивами Свердловской области, 2006.
31
2. Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. - Свердловск: Среднеуральское
книжное издательство, 1984.
3. Ащурков В.Н. Историческое краеведение. – М., Просвещение, 1988.
4. Бирюков Е.М. Метенков и Ко – ФОТО. – Екатеринбург: «СВ-96», 2007.
5. Военная история Урала: события и люди. / Под общей редакцией А.В. Сперанского. Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2008.
6. Войтенко А.А. Пьедесталы бессмертия. Памятники и памятные места Великой
Отечественной войны Свердловска-Екатеринбурга. – Екатеринбург: «Пре-пресс бюро
«Генри Пушель», 2010.
7. Ворошилов С.И. Храмы Екатеринбурга. – Екатеринбург: Уралмедиздат, 2005.
8. Гладкова И.М. 25 екатеринбургских тайн. Очерки. – Екатеринбург, 2003.
9. Грамолин А.И., Коридоров Е.А. Екатеринбург-Свердловск-Екатеринбург. История
городской власти (1745-1919). Документально-публицистические очерки. –
Екатеринбург: Среднеуральское книжное издательство, 2003.
10. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. -М., Просвещение,1995.
11. История Урала с древнейших времен до конца 18 века. Пособие для учителя. –
Екатеринбург: Среднеуральское книжное издательство, 1995.
12. Екатеринбург. Путеводитель. История. Культура. Достопримечательности. – М.:
Авангард, 2003.
13. Екатеринбург. История города в архитектуре. – Екатеринбург: Издательский дом
«Сократ», 2008.
14. Екатеринбург: листая страницы столетий. (1723-2003). - Екатеринбург: Издательский дом
«Сократ», 2008.
15. Козинец Л.А. Каменная летопись города. – Свердловск: Среднеуральское книжное
издательство, 1999.
16. Копылова В.И. Ювелирное искусство Урала. Свердловские ювелиры. – Свердловск:
Среднеуральское книжное издательство, 1981.
17. Корепанов Н.С. Первый век Екатеринбурга. – Екатеринбург: Банк культурной
информации, 2005.
18. Корепанов Н.С., Блинов В.А. Город посредине России. Культурно-исторические очерки.
– Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2005.
19. Маликов А.И. и др. Самоцветная полоса Урала: учебно-справочное пособие. –
Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2007.
20. Матвеев А.К. Географические названия Урала: топонимический словарь. – Екатеринбург:
Издательский дом «Сократ», 2008.
21. Методика и опыт изучения сельских поселений Урала. - Екатеринбург,1993.
22. Нифонтов В.И., Козьмина Е.Ю. От реферата – к научно-исследовательской работе.
Методическое руководство для учащихся и педагогов. - Екатеринбург: Издательский дом
«Гриф», 2005.
23. Огоновская И.С. Азбука исследователя. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ»,
2008.
24. Огоновская И.С. Использование серии книг «Урал: история в ликах городов» в
образовательном процессе. - Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2006.
25. Пирогова Е.П., Никлюдова Е.Г., Ларионова Е.Б. Род Турчаниновых. Культурноисторические очерки. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2008.
26. Шакинко И.М. Василий Татищев. – Свердловск: Среднеуральское книжное издательство,
1993.
27. Шакинко И.М. Невьянская башня. Предания, истории, гипотезы, размышления. –
Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1989.
32
Литература для учащихся
1. Екатеринбург. Путеводитель. История. Культура. Достопримечательности. – М.:
Авангард, 2003.
2. История Урала 17-18 вв. Учебное пособие. 7 класс./Под ред. Б.В. Личмана. –
Екатеринбург: «СВ-96», 2003.
3. История Урала. 19 век. Учебное пособие. 8 класс./Под ред. Б.В. Личмана. –
Екатеринбург: «СВ-96», 2003.
4. Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург: УрОРАН, 1998.
5.
Уральская
историческая
энциклопедия.
Екатеринбург:
издательство
«Екатеринбург», 1998.
6. Корунов С.М. и др. 33 вопроса о том, как живет и будет развиваться Екатеринбург в 21
веке. Справочное издание для учащихся. – Екатеринбург: Дом учителя, 2001.
7. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Учебное пособие для учащихся 10-11
классов образовательных учреждений. – Екатеринбург: «Центр «Учебная книга», 2008.
8. Никольская С.Т. Техника публичной речи. Методы, рекомендации и упражнения для
лекторов. – М.: Знание, 1988.
9. Рассказы об уральской истории / составитель Н.М. Лушникова. – Свердловск:
Среднеуральское книжное издательство, 2006.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы
http://www.uole-museum.ru Свердловский областной краеведческий музей
http://m-i-e.ru Музей истории Екатеринбурга
http://www.edu.ru федеральный центр информационно - образовательных ресурсов.
Мурзина И., Мурзин А. Художественная культура Урала. Издательство «Форум – книга», 2008.
Екатеринбург. Электронная энциклопедия. Администрация г. Екатеринбурга, МУ «Столица
Урала», 2009.
Свердловский областной краеведческий музей. Экспозиции и выставки в Екатеринбурге и
Свердловской области; - презентационный диск, 2006.
6. Аннотация
Программа дополнительного образования «Школьный музей: юные краеведыэкскурсоводы» адресована обучающимся 11-17 лет, проявившим интерес к экскурсионнокраеведческой деятельности.
В данной программе собран обширный материал, которого достаточно для получения
представления об истории развития Уральского региона и города Екатеринбурга, а также
обучения школьников навыкам экскурсионно-краеведческой деятельности.
В процессе работы по данной программе изучаются разделы курса истории Отечества
и Урала, географии и археологии, литературы и культурологии, городоведения и
экскурсоведения, основы культуры и техники речи, а также основы психологии общения через
включение в экскурсионно-краеведческую деятельность.
Изучаются известные дисциплины нетрадиционными методами, то есть не только в
стенах аудитории, но и в музеях, библиотеках, архивах, на экскурсиях. Соединение
разнообразных знаний в различных областях позволяет не только освоить теорию, но и
использовать её в дальнейшей работе экскурсовода.
Благодаря занятиям в объединении «Юные краеведы-экскурсоводы» школьники учатся
работать коллективно, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать
исторические события родного края с нравственных позиций, приобретают навыки работы с
поисково-архивными материалами.
33
Целью данной программы является создание условий для социальной адаптации
подростков, формирование их личностного, гражданского и профессионального
самоопределения через включение в экскурсионно-краеведческую деятельность. Задачами
программы является обучение основам краеведческой работы, овладение терминами и
понятиями, связанными с историей и традициями родного края, формирование умения устного
и письменного выступления, проведения экскурсий, обучение работе с историко-архивными
материалами. Кроме того, задачами является развитие творческого мышления и культуры речи,
воспитание нравственных основ личности, формирование гражданского самосознания на
основе обогащения историческими знаниями.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ экскурсионнокраеведческой деятельности являются желание овладеть навыками работы юного краеведа,
активная позиция во время занятий, выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх,
поисково-исследовательской работе, экскурсиях, творческих проектах и краеведческих
конкурсах.
34