Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 114 на 2024 - 2025 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативно-правовые основания Учебного плана
Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 114 (далее – МАОУ
СОШ № 114, Учреждение) определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) и является частью основных
образовательных программ по соответствующим уровням образования.
Учебный план МАОУ СОШ № 114:
− определяет вариант реализации федеральной и региональной политики
в области образования и специфики социального заказа конкретного
контингента обучающихся и их родителей как потребителей образовательных
услуг МАОУ № 114;
− отражает приоритеты развития образования в Свердловской области;
− определяет базовый уровень освоения образовательных программ в
соответствии с минимумом содержания образования;
− предоставляет педагогам ОУ право выбора конкретных учебных программ и методик при условии обеспечения принципа преемственности по
уровням образования;
− реализует часть, формируемую участниками образовательных
отношений;
− предусматривает
возможность
введения
учебных
курсов,
обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся;
− обеспечивает права обучающихся на получение качественного общего
образования, установленного ФГОС НОО;
− осуществляет образовательную деятельность в соответствии со
здоровьесберегающими критериями и нормами.
Максимальная учебная нагрузка во всех параллелях соответствует санитарноэпидемиологическим требованиям СП 2.4.3648-20 и гигиеническим
нормативам и требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план МАОУ СОШ № 114 на 2024 - 2025 учебный год
разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
2

• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
РФ,
касающиеся
федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования, среднего общего образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022
№ 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключённых
учебников» (с изменениями утвержденными приказ Министерства
просвещения РФ № 347 от 21.05.2024);
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21);
• Уставом МАОУ СОШ № 114;
• Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 18.05.2023 г.
№ 372;
• Основной образовательной программой начального общего образования
МАОУ СОШ № 114, принятой решением Педагогического совета,
протокол № 1 от 30.08.2024 г., утвержденной приказом № 320 от
30.08.2024 г.
1.2. Цели и задачи учебного плана
Учебный план учитывает состояние материально-технической базы
школы, программно-методическое обеспечение образовательной
деятельности, профессиональный уровень педагогических работников,
социальный заказ родителей и обучающихся.
Целью Учебного плана МАОУ СОШ № 114 является создание
условий для реализации прав граждан Российской Федерации на
качественное
образование,
соответствующее
требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям
общества и каждого обучающегося, через достижение целей
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Задачи учебного плана:
обеспечение преемственности образовательных программ, создающих
основу для подготовки всесторонне развитой личности, социальноадаптированной и конкурентоспособной в современном мире;
- обеспечение права выбора обучающимися содержания образования и
организации образовательной деятельности в соответствии с их интересами и
потребностями, возможностями;
- обеспечение повышение качества образования;
3

- формирование в образовательной деятельности системы знаний
творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов
исследовательских умений, основ научного мировоззрения.
1.3. Программно-целевые основания учебного плана
Учебный план МАОУ СОШ № 114 является нормативным документом. В
нем:
•
определены
перечень,
трудоемкость,
последовательность
и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин;
•
определен общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся всех уровней образования;
• состав и структура обязательных предметных областей по классам;
• определены линии преемственности в содержании образования между
уровнями образования;
• сохранены все учебные предметы обязательной части учебного плана;
• определены формы промежуточной аттестации обучающихся.
Научно-педагогическими основами учебного плана являются:
•
полнота - учет региональных, социокультурных потребностей развития
личности;
•
целостность - необходимость и достаточность компонентов, их
взаимосвязь;
•
преемственность и непрерывность – определяет логику построения
предметных курсов и спецкурсов, сочетание курсов теоретического и
практического характера, что позволяет школе реализовать непрерывное
образование, преемственность между уровнями образования;
•
соответствие реальному времени – необходимая гибкость плана,
наличие резервов, отсутствие перегрузки обучающихся;
•
вариативность и сбалансированность.
1.1. Санитарно-гигиенические условия реализации учебного плана
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии календарным
учебным графиком. Продолжительность учебного года в соответствии с
нормативными документами, календарным учебным графиком в 2024- 2025
учебном году в 1-х классах составляет 33 учебные недели, во 2-4-х классах - 34
недели.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в 1-4-х классах.
Трудоемкость учебных предметов и других форм организации
образовательной деятельности определяется Санитарными правилами и нормами
организации образовательной деятельности и учитывается при составлении
расписания учебных занятий и внеурочной деятельности.
Предусмотрено равномерное распределение образовательной недельной
нагрузки в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой
нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не более 4 уроков в день;
для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков, один раз в неделю – 6
уроков за счет урока физической культуры.
Продолжительность урока во 2-4-х классах составляет 40 минут.
4

Обучение в 1-х классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
− учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
− в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом
полугодии (в сентябре-октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый; в
ноябре-декабре по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае
по 4 урока по 40 минут каждый);
− в середине учебного дня предусмотрены либо урок физической
культуры, либо динамическая пауза продолжительностью не менее 40
минут;
− обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашнего задания;
− дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В 2024-2025 учебном году в МАОУ СОШ № 114 на уровне начального
общего образования сформировано 13 классов-комплектов.
Обучение в 1-4 классах осуществляется в две смены. Начало занятий
первой смены в 8.30, второй смены в 14.10. В первую смену обучаются
1 «А», 1 «Б», 1 «В», 3 «А», 3 «В», 4 «В», 4 «Г» классы. Во вторую
смену обучаются 2 «А», 2 «Б», 2 «В», 3 «Б», 4 «А», 4 «Б» классы. Обучающиеся
1-4-х классов обучаются в закрепленных за каждым классомучебных
кабинетах, расположенных на 1-м этаже и на 2-м этаже.
Учебный план полностью реализует федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (1-4-е классы),
обеспечен кадровыми, методическими, информационными, материальнотехническими ресурсами.
В образовательной деятельности используются учебники в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего образования.
2. Структура учебного плана
2.1.Учебный план по реализации образовательной программы
начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО (1-4
классы)
Учебный план, реализующий основную общеобразовательную
программу начального общего образования, обеспечивает введение и
реализацию требований ФГОС НОО. Учебный план определяет
максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей и учебных предметов, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования;
распределяет время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
В процессе освоения образовательных программ при реализации
учебного плана формируются базовые основы и фундамент всего
последующего обучения, в том числе:
5

- закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка
система учебных и познавательных мотивов, умение принимать,
сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать,
контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- формируются универсальные учебные действия;
- развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их
готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности
ученика с учителем и одноклассниками;
- формируются основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношении.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных
учебных предметов, отражает содержание образования, которое обеспечивает
решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности;
- приобщение
к
общекультурным
и
национальным
ценностям,
информационным технологиям;
- формирование готовности к продолжению образования на последующих
уровнях общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное
развитие
обучающегося
в
соответствии
с
его
индивидуальностью.
В 1-4 классах Учебный план представлен предметными областями:
«Русский язык и литературное чтение»;
«Иностранный язык»;
«Математика и информатика»;
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»;
«Основы религиозных культур и светской этики»;
«Искусство»;
«Труд (технология»;
«Физическая культура».
Особенности учебных предметов Учебного плана начального общего
образования
В образовательной деятельности используются учебники учебнометодического комплекта «Школа России», который создан в соответствии с
возрастными и психологическими особенностями младших школьников на
основе современных научных представлений. В содержании учебников
заложена система заданий, направленных на включение младших школьников
в деятельностное освоение учебного материала под конкретные планируемые
результаты (предметные, метапредметные и личностные).
Ведущее место учебного предмета «Русский язык» (4 часа в 1-4-х классах в
неделю) в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык
является государственным языком Российской Федерации, родным языком
русского народа, средством межнационального общения. В системе
предметов начальной школы русский язык направлен на реализацию двух
6

основных целей:
познавательной
(ознакомление
с
основными
положениями науки и формирование на этой основе знаковосимволического восприятия и логического мышления обучающихся) и
социокультурной
(формирование
коммуникативной
компетенции
обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, без- ошибочного письма
как показателя общей культуры человека).
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте,
которое направлено на коммуникативно-познавательное и духовнонравственное развитие школьника. Обучение письму идет параллельно с
обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной
речи. Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте
является «общение».
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения. Отличительной особенностью курса русского языка
является коммуникативно - познавательная основа, общая с курсом
литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную
коммуникативно-речевую
и
познавательную
направленность,
охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую
деятельность и литературный текст.
«Литературное чтение» (4 часа в 1-4-х классах в неделю)
Изучение предмета «Литературное чтение» направлено на формирование
читательской компетентности обучающегося начальной школы, осознания
себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. На
этом этапе обучения осуществляется пропедевтика литературных понятий,
формируются универсальные учебные действия по поиску информации в
текстах различного типа и ее использованию для решения учебных задач.
«Иностранный язык (английский)» (2 часа во 2-4-х классах в неделю)
«Иностранный язык (английский)» изучается со второго класса. Он
формирует элементарные коммуникативные умения в говорении,
аудировании, чтении и письма; развивает речевые способности, внимание,
мышление, память и воображение младшего школьника, способствует
мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
При проведении учебных занятий по иностранному языку, при
наполняемости класса 25 и более человек, осуществляется деление
школьников на две группы.
«Математика» (4 часа в 1-4-х классах в неделю)
Одной из задач курса «Математика» является формирование
математического языка и математического аппарата как средства описания и
исследования окружающего мира, как основы компьютерной грамотности,
способности к продолжительной умственной деятельности, основ
логического мышления, пространственного воображения, математической
речи и аргументации. Формирование умения решать учебные и практические
задачи средствами математики: вести поиск информации, понимать значение
величин и способов их измерения, работать с алгоритмами выполнения
арифметических действий, решения задач.
«Окружающий мир» (2 часа в 1-4-х классах в неделю)
7

Важное место в системе начального общего образования занимает
учебный предмет «Окружающий мир», специфика которого заключается в
том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в
равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося
с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым
для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Поэтому главными целями изучения этого учебного предмета являются:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой; духовно- нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
представлена учебным предметом «Основы религиозных культур и
светской этики» (1 час в 4-х классах в неделю) (далее – ОРКСЭ). В рамках
учебного курса ОРКСЭ по выбору родителей (законных представителей) по
выбору родителей (законных представителей) изучаются основы
православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской
культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных
культур, основы светской этики.
Согласно проведенному опросу родители (законные представители)
обучающихся на 2024-2025 учебный год выбрали следующие учебные
модули:
«Основы мировых религиозных культур» (45 %), «Основы светской
этики» (36 %), «Основы православной культуры» (19 %).
По окончании изучения данного предмета предусмотрена подготовка и
презентация творческих проектов на основе изученного материала, которые
могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Предметная область «Искусство» включает два предмета
«Изобразительное искусство» и «Музыка».
С целью воспитания эстетических чувств, интереса к изобразительному
искусству; обогащения нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитания нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран; готовности и способности
выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство; развития воображения, желания и умения подходить к любой
своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и
окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной
деятельности в начальной школе реализуется предмет
«Изобразительное искусство» (1 час в 1-4-х классах в неделю).
С целью формирования музыкальной культуры как неотъемлемой части
духовной культуры школьников в учебном плане представлен учебный
предмет «Музыка» (1 час в 1-4-х классах в неделю).
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд
(технология)» (1 час в 1-4-х классах), обеспечивающим приобретение
личного опыта как основы обучения и познания; первоначального опыта
8

практической преобразовательной деятельности на основе овладения
технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и
проектной деятельностью; формирование позитивного эмоциональноценностного отношения к труду и людям труда.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает
изучение начального курса технологии через осмысление младшим
школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в
информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как
создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение
содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной
деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и
умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Содержание технологии не только дает ребенку представление о
технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении
какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к
технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в
разных сферах учебной и внеучебной деятельности.
Основная цель изучения предмета «Физическая культура» (2 часа в 1-4-х
классах в неделю) - формирование у обучающихся начальной школы основ
здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности
в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Реализация цели обеспечивается содержанием учебного предмета, в качестве
которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека,
ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических
качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных
навыков и умений, в том числе и выполнение комплексов упражнений,
направленных на подготовку обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию потребностей обучающихся, их
родителей (законных представителей), образовательного учреждения. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Для формирования функциональной грамотности и
коммуникативной компетенции обучающихся введен учебный предмет
«Развитие речи» по 1 часу в неделю в 1, 2, 3 классах.
Содержание образования реализуется преимущественно за счет
введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому
учебному предмету. Для реализации содержания образования используются
различные виды деятельности обучающихся (проектная деятельность,
практические занятия, экскурсии и др.).

9

Предметны
еобласти

Учебный план
начального общего образования (недельный)
Учебные предмеКоличество часов в неделю
ты
классы 1а,1б,
2а,2б,
3а,3б,3в
4а,4б,
1в

Всего

4в,4г

2в

Обязательная
часть
Русский язык
и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознани
еи
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур
и
светской этики
Искусство

Технология
Физическая
культура

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык
(английский)

_

2

2

2

6

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных
культур и светской
этики

–

–

–

1

1

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Труд (технология)

1

1

1

1

4

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

1

1

1

21

23

23

Математика

Физическая культура

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Развитие речи
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе

10

3
23

90

Предметные
области

Учебный план
начального общего образования (годовой)
Количество часов в год
учебные
предметы
2а,2б,
3а,3б,
4а,4б,
1а,1б,
классы 1в
2в
3в
4в.4г

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознан
ие и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное
чтение

132

136

136

136

540

-

68

68

68

204

132

136

136

136

540

66

68

68

68

270

Основы религиозных
культур и светской
этики

–

–

–

34

34

Музыка

33

34

34

34

135

33

34

34

34

135

33

34

34

34

135

66

68

68

68

270

660

748

748

782

2938

33

34

34

693

782

782

Иностранный
язык (английский)
Математика

Окружающий мир

Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура

Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Развитие речи
Максимально допустимая годовая нагрузка при 5 дневной учебной неделе

101
782

3039


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».