Пояснительная записка
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте
национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее
эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в
условиях системы основного общего образования.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами (далее - ФГОС) общего образования организация внеурочной
деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса
в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно
- ориентированный процесс.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как
деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения
потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно
организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту
сферу, в условиях которой можно максимально развить или формировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая
обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в
любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание
осуществлять в свободное от обучения время.
Содержание внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году
определяют следующие документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования»;
Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
05.07.2022г. №ТВ – 1290/03 «О направлении методических
рекомендаций»
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от
17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
Приказ Министерства образования
и молодёжной политики
Свердловской области от 26.07.2023 № 872-Д «О внедрении единой
модели профессиональной ориентации в общеобразовательных
организациях, расположенных на территории Свердловской области, в
2023-2024 годах»
Устав МАОУ СОШ № 114;
Основная образовательная программа основного общего образования
МАОУ СОШ № 114 (ООП ООО).
Цель, задачи и принципы построения внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 114 является частью
основной образовательной программы основного общего образования,
составлен на 2024-2025 учебный год, определяет состав
и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
Целью внеурочной деятельности в учреждении является: создание
условий для самоопределения, самовыражения обучающихся, проявления и
развития их творческих способностей, достижения обучающимися
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей.
Задачи:
1. Организация общественно – полезной и
обучающихся совместно с общественными
библиотеками, семьями обучающихся.
досуговой
деятельности
организациями, театрами,
2. Выявление интересов и создание условий для индивидуального развития
обучающихся.
3. Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
4. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
5. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем.
6. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
План внеурочной деятельности построен на следующих принципах:
- системность во взаимосвязи основного и дополнительного образования;
- личностно-деятельностный подход;
- связь теории с практикой;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенаправленности и последовательности (от простого - к сложному);
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
- вариативность;
- соблюдение преемственности, перспективности обучения.
Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ № 114 осуществляется на
основе преобладания учебно-познавательной деятельности.
Режим организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования в
МАОУ СОШ № 114 организована в соответствии с направлениями
организации внеурочной деятельности и ресурсами образовательного
учреждения. В зависимости от решения педагогического коллектива,
родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в
образовательной организации реализуются разные формы
внеурочной
деятельности. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по
желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее
организации, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня.
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет
за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750
часов, в год – не более 350 часов.
Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и
форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся в соответствии
с
утвержденной программой и с соблюдением основных здоровьесберегающих
требований к осуществлению внеурочной деятельности.
Продолжительность одного занятия для обучающихся 5-9 классов
составляет не более 3–х часов в день, с обязательными перерывами через
каждые
40 минут. Для организации различных видов
внеурочной
деятельности используются общешкольные помещения: библиотека, учебные
мастерские, кабинет обслуживающего труда, спортивный и актовый залы,
учебные кабинеты.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но
не более 10 часов.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о
важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий
связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением
к собственным поступкам.
Один час в неделю профориентационный минимум для обучающихся
6-11 классов образовательных организаций, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью.
Все виды активности в рамках Профориентационного минимума
(видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы дагностики,
мероприятия разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и
ориентированы на разные возрастные группы.
Содержание плана внеурочной деятельности
В школе реализуется оптимизационная модель
внеурочной
деятельности, в ее реализации принимают участие педагогические работники
(классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, социальный
педагог). Внеурочная деятельность организуется через планы воспитательной
работы классных руководителей, разработанные по направлениям: духовнонравственное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивнооздоровительное, социальное и курсы внеурочной деятельности.
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
1. Духовно-нравственное:
- проведение тематических классных часов;
-участие в районном объединении юнармейских отрядов, в
волонтерском движении;
- встречи с ветеранами , «Уроки мужества»;
- встреча с интересными людьми;
- фестивали и конкурсы чтецов и патриотической песни;
- организация экскурсий, дней театра и музея, выставок детских
рисунков,
поделок и творческих работ обучающихся.
2. Спортивно-оздоровительное:
-организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», внутришкольных
спортивных соревнований, мероприятий;
- проведение бесед по охране здоровья;
- применение на уроках игровых моментов, физ. минуток, динамических
пауз;
- участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
3. Социальное:
- проведение субботников;
- вахта памяти;
- экологические акции (сбор макулатуры и др.);
- волонтерское движение.
4. Общеинтеллектуальное:
- предметные недели;
- конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые
игры;
- участие в НПК на уровне школы, района, города;
- участие в телекоммуникационных проектах.
5. Общекультурное:
- организация экскурсий, дней театра и музея, выставок детских
рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида
ученика, культуре поведения и речи;
- участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы,
района, области.
6.Коммуникативное (формирование функциональной грамотности):
- развитие способности обучающихся применять приобретённые знания,
умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнидеятельности;
- интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы.
Данные направления отражены и в программах курсов внеурочной
деятельности.
В
МАОУ
СОШ №114 на уровне
основного общего
образования реализуются следующие курсы внеурочной деятельности:
- «Анализ художественного текста»;
-«Основы проектной деятельности»
- «Путь в профессию»;
- «Я-спасатель»;
- «Отряд юных инспекторов дорожного движения»;
- «Баскетбол»;
- «Математика. За страницами учебника»;
- «Сложные задачи в математики»
- «Шахматы»
- «Практикум по биологии»
- «Практическая география»
- «Театр»
Курс «Анализ художественного текста» направлен на развитие
образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции. Способствует
формированию представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных
произведений. Курс направлен на освоение текстов художественных
произведений в единстве формы и содержания, основных историколитературных сведений и теоретико-литературных понятий; Обучающиеся
овладеют грамотным использованием русского литературного языка при
создании собственных устных и письменных высказываний.
Курс «Основы проектной деятельности» формирует у обучающихся
представление
об исследовательской деятельности, умение учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В процессе
прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной
исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему
исследования. Обучающиеся овладевают навыками сбора и оформления
найденного материала, навыками овладения научными терминами, умениями
оформлять доклад, исследовательскую работу.
Курс «Путь в профессию»
помогает обучающимся
раскрыть
психологические особенности своей личности; готовит обучающихся к
осознанному выбору будущей профессии, расширяет знания обучающихся о
мире профессий, о рынке труда; Курс способствует
развитию умения
определять соответствие требований выбранной профессии
склонностям,
способностями и возможностям обучающихся; формирует у обучающихся
качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной
реализовать себя в будущей профессии в современных социальноэкономических условиях
Курс «Я –спасатель» предназначен для более глубокого усвоения
вопросов, связанных с безопасным поведением: безопасность в повседневной
жизни, пожарная безопасность, безопасность при нахождении в природных
условиях, а также повышение уровня физического здоровья. Занятия
проводятся в различных формах, подразумевающих активную, часто
соревновательную, деятельность обучающихся, способствуют повышению
личных достижений. Соревнования, экскурсии, практические занятия, игры –
все это способствует развитию познавательных способностей и физическому
развитию обучающихся, формирование ответственности за свое поведение,
ответственное отношение к окружающему миру.
Курс «Отряд юных инспекторов дорожного движения» направлен на
обобщение
и углубление знаний по правилам дорожного движения,
формирование
навыков здорового образа жизни. Ребята оказывают
посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения, помогают в организации и проведению со сверстниками игры по
ПДД с элементами соревнований, взаимодействуют со сверстниками по
правилам дорожного движения.
Курс «Баскетбол» направлен на формирование и освоение основ
содержания физической деятельности
и спортивной направленностью
углублённое изучение спортивной игры баскетбол. Способствует развитию
основных физических качеств, формированию устойчивого интереса к
занятиям физической культурой и спортом.
Курс «Математика. За страницами учебника»
способствует
формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые
необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. В процессе
выполнения заданий обучающиеся учатся видеть сходство и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе
этого формулировать выводы. В результате освоения курса происходит
развитие
любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие
внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека.
Курс «Сложные задачи в математике». Программа курса дает широкие
возможности повторения и обобщения материала алгебры, геометрии. В ней
предлагается большое число задач предметно-ориентированных, прикладной и
практической направленности, сложных задач, многие из которых понадобятся
как при подготовке к итоговой аттестации, так и в жизненных ситуациях.
Курс «Театр» направлен на активную двигательную деятельность
обучающихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов,
посещение театров.
Остальное время
распределено на проведение
тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание
текстов, репетиции. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами
театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой
актёрского мастерства. Для успешной реализации курса будут использованы
Интернет-ресурсы, посещение спектаклей.
Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составлено в
соответствии с действующим СанПиН. Часы внеурочной деятельности также
реализуются через работу классного руководителя по направлениям
деятельности, которые отражены в планах воспитательной работы классных
руководителей.
Условия обеспечения внеурочной деятельности
Материально-технические
условия
обеспечения
внеурочной
деятельности
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе
имеются следующие условия: спортивный и актовый зал, кабинет
обслуживающего труда, учебные мастерские, библиотека, школьный музей,
учебные кабинеты. Все помещения оснащены необходимым оборудованием
для проведения занятий. Школа располагает материальной и технической
базой обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности
обучающихся. Материальная и техническая база соответствуют санитарным и
противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовым
нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
Информационное обеспечение
Имеется медиатека, библиотечный фонд, включающий учебную и
информационную литературу.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности
Занятия по внеурочной деятельности проводят квалифицированные
педагоги
школы:
учителя-предметники,
библиотекарь,
педагоги
дополнительного
образования,
классные
руководители.
Уровень
квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым по
квалификации по должности
«учитель», «педагог дополнительного
образования.
Методическое обеспечение внеурочной деятельности
- методические пособия;
- Интернет-ресурсы;
- мультимедийный блок;
- спортивное оборудование;
- оборудование учебных мастерских;
- оборудование кабинета обслуживающего труда;
- экспозиции и выставочные материалы школьного музея.
Рабочие программы внеурочной деятельности разработаны на основе
требований, к результатам освоения основной образовательной программы.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный
год создает условия для повышения качества образования, обеспечивает
развитие личности обучающихся.
План внеурочной деятельности по направлениям
2024-2025 учебный год
№
Направление
внеурочной
деятельности
1.
Коммуникативная
деятельность
2
Позновательная
деятельность
Название
программы
Классы,
количество часов в неделю / год
5
6
7
8
9
класс класс
класс
класс
класс
«Разговоры о важном» 1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
«Путь в профессию»
«Россия – мои
горизонты»
«Шахматы»
«Я - спасатель!»
«Математика. За
страницами
учебника»
«Анализ
художественного
текста»
2/68
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
3
4
Проектноисследовательска
я деятельность
Спортивнооздоровительное
Практикум по
биологии
Практическая
география
«Сложные задачи в
математике»
ЮИД
«Театр»
«Основы проектной
деятельности»
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
Баскетбол
ИТОГО
Всего 5-9 классы
5/170
6/204
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
6/204
5/170
1088 часов
10/340