План внеурочной деятельности среднего общего образования МАОУ СОШ №114 на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте
национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее
эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами (далее - ФГОС) среднего общего образования организация
внеурочной
деятельности
детей
является
неотъемлемой
частью
образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия
образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как
деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения
потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно
организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу,
в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая
обеспечит воспитание свободной личности.
Содержание внеурочной деятельности в 2024-2025 учебном году
определяют следующие документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012
№413
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
г. №732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. №413»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования»;

 Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от
17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
 Приказ Министерства образования
и молодёжной политики
Свердловской области от 26.07.2023 № 872-Д «О внедрении единой
модели профессиональной ориентации в общеобразовательных
организациях, расположенных на территории Свердловской области, в
2023-2024 годах»
 Устав МАОУ СОШ № 114;
 Основная образовательная программа среднего общего образования
МАОУ СОШ № 114 (ООП СОО).
Под внеурочной деятельностью по реализации ФГОС СОО принимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования.
Цель
организации
внеурочной
деятельности
обеспечение
соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации,
учет его возрастных и индивидуальных особенностей, создание благоприятных
условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их
общей культуры, духовно- нравственного,
гражданского,
социального,
интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их
социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и
укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации
внеурочной деятельности школы является формирование ключевых
компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной,
кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.
Задачи внеурочной деятельности обучающихся согласуются с задачами
духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся:
-воспитание гражданственности,
патриотизма,
уважение к
правам,
свободам, обязанностям человека;
-воспитание нравственных чувств и эстетического сознания;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Цель и задачи внеурочной деятельности ориентированы на становление
следующих личностных характеристик обучающихся:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения
учиться, способный к организации
собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
План внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых
результатов усвоения обучающимися образовательной программы ФГОС
среднего общего образования и отражает запросы участников образовательных
отношений.
Приоритетами при формировании плана внеурочной деятельности являются:
- план внеурочной деятельности является одним из основных
организационных механизмов реализации основной образовательной
программы общего образования;
- план внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной
деятельности;
-план внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объем внеурочной деятельности для каждого
обучающегося или группы обучающихся на уровне среднего общего
образования;
-внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
по выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных
представителей);
- реализация внеурочной деятельности осуществляется без оценивания по
баллам (отметкам) результатов освоения курса;
- внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям,
отраженным и в основной программе общего образования;
- внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС СОО
рассматривается как процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе

образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
классно-урочной системы, и направленной на достижение планируемых
результатов основной образовательной программы среднего общего
образования.
План отражает основные цели и задачи, стоящие перед МАОУ СОШ № 114 .
Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития
творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного
выбора и последующего усвоения образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
Внеурочная деятельность в рамках МАОУ СОШ № 114 решает следующие
специфические задачи:
- создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей
среднего образования и более успешного освоения его содержания;
- способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в
личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых
формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего
поколения;
- компенсировать отсутствие и дополнить, углубить те или иные учебные
курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального
образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных
планов, формирования важных личностных качеств;
- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или
иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным
программам.
С учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной
организации внеурочная деятельность на базе МАОУ СОШ № 114 реализуется
по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на добровольной основе в
соответствии с выбором участников образовательных отношений.
При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление
класса на группы, минимальное количество обучающихся в группе при
проведении занятий внеурочной деятельности составляет 10-12 человек.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося
определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости
обучающегося во второй половине дня.
Внеурочная деятельность опирается на содержание среднего образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и

развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной
педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и
обучающегося происходит становление личности ребенка.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов
обучающихся и их родителей (законных представителей), учитывает
особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся, а также
возможности образовательного учреждения.
Формы внеурочной деятельности:
План внеурочной деятельности включает:
- организацию деятельности ученических сообществ;
- реализацию курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, школьные олимпиады по предметам);
- воспитательные мероприятия.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом
образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной
программы среднего общего образования определила школа.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности,
реализуется в таких формах как: коллективы дополнительного образования,
олимпиады, экскурсии, соревнования, секции, конференции, конкурсы,
библиотечные уроки беседы, игра, разработка проектов, участие и подготовка к
мероприятиям и курсы внеурочной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся
российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
- компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в
обществе
с учетом
правовых норм,
установленных российским
законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно
значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о
социальных ролях человека;
- компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в
общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит: в рамках
внеурочной деятельности в классе, в сфере школьного ученического
самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях,
созданных в школе и за ее пределами (Совет обучающихся, Совет
старшеклассников) через приобщение обучающихся к общественной

деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности
творческих объединений ( волонтерские отряды, и т.п.)
Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и
ценностей обучающегося в таких сферах, как:
- отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя,
самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к
непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов);
- отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству);
- отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку
к общению со сверстниками, старшими и младшими);
- отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку
личности к семейной жизни);
- отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
- отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе,
художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного
мировоззрения);
При
подготовке
и
проведении
воспитательных
мероприятий
предусматривается вовлечение в активную деятельность максимально
большего числа обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее,
чем через 45 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно
проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учетом
общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а
также с учетом необходимости разгрузки последующих учебных дней.
На уровне среднего общего образования установлена пятидневная учебная
неделя для учащихся 11 классов. Продолжительность занятия внеурочной
деятельности составляет 40-45 минут.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и

сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Один час в неделю профориентационный минимум для обучающихся 6-11
классов образовательных организаций, включая детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью.
Все виды активности в рамках профориентационного минимума
(видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы дагностики,
мероприятия разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и
ориентированы на разные возрастные группы.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного
оценивания результатов освоения курса. Текущий контроль за посещением
занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется
классным руководителем.
В МАОУ
СОШ №114 на уровне
среднего общего образования
реализуются следующие курсы внеурочной деятельности:
 «Курс практической математики»;
 «Стратегии смыслового чтения»;
 «Химия. За страницами учебника»;
 «Практикум по биологии»;
 «Исторический клуб».
Курс «Практической математики» направлен на развитие умения
использовать на практике нестандартные методы решения задач, повышение
уровня математической культуры, творческого развития, познавательной
активности; Обучающиеся знакомятся с возможностями использования
электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе
подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Данный курс рассчитан на
освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем
содержание задач носит практический характер и связан с применением
математики в различных сферах нашей жизни.
Курс «Стратегии смыслового чтения», способствует развитию кругозора
обучающихся, направлен на развитие читательской грамотности, которая
включает в себя умение поиска и анализа информации текста, его понимание и
интерпретацию, оценку и формирование суждений о нем; Кроме этого
происходить развитие личностных и ценностно-смысловых компетенций через
работу над смыслом текста; развитие интереса к языковым средствам, которые
используются авторами для усиления действенности высказывания.

Курс «Химия. За страницами учебника» позволяет углубить и
систематизировать знания обучающихся по химии и способствовать их
профессиональному самоопределению, развивать химическое мышление
школьников. В ходе обучения по данной программе происходит формирование
целостного представления о мире и применение химических знаний в
нестандартных и проблемных ситуациях.
Курс «Практикум по биологии» основной акцент курса делается не на
усвоение содержания, а на овладение учащимися способов действий,
определенных предметных умений в решении задач и заданий прикладного и
практического характера. Программа курса представляет обучающимся
возможность лучше усвоить фундаментальные биологические понятия,
отражающие строение и функционирование биологических систем на всех
уровнях организации жизни. Огромное значение в процессе обучения
приобретает
самостоятельная
работа
учащихся,
умение
мыслить
самостоятельно и находить оптимальные решения при решении задач по
биологии.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Результат внеурочной деятельности - развитие на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира - личности
обучающегося,
его
активной
учебно-познавательной
деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо
сформировать:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою
страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности
здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира
Материально-техническое и методическое обеспечение внеурочной
деятельности
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в МАОУ СОШ
№ 114 имеются следующие условия: спортивный и актовый залы, библиотека,
учебные кабинеты с необходимым оборудованием для проведения занятий с
использование компьютерной техники.
Рабочие программы внеурочной разработаны в соответствии с
методическим требованиями к образовательной программе, утверждены
педагогическим советом.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
Занятия внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные
педагоги школы: учителя-предметники, классные руководители, педагоги
дополнительного образования. Уровень квалификации соответствует
требованиям, предъявляемым к квалификации по должностям «учитель»,
«педагог дополнительного образования».
План внеурочной деятельности по направлениям
2024-2025 учебный год
№

1
2
3

Направление
внеурочной
деятельности
Коммуникативное
Общеинтеллектуальное

4

Общеинтеллектуальное

5

Общеинтеллектуальное

6

Наименование курса
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
«Россия – мои горизонты»
Курс практической
математики
«Стратегии смыслового
чтения»
«Химия. За страницами
учебника»
«Практикум по биологии»
ИТОГО
Всего 10-11 классы

10 класс

11 класс

1/34
1/34
1/34

1/34
1/34
2/68

2/68

2/68

1/34

1/34

6/204

1/34
8/272
476 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».