Оглавление
1. Пояснительная записка................................................................................3
2. Учебный план...............................................................................................4
3. Планируемые результаты............................................................................4
4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Эстрадный танец»
4.1. Рабочая программа занятий.................................................................5
5. Условия реализации программы
5.1. Календарный учебный график............................................................7
5.2. Материально-техническое обеспечение............................................7
5.3. Кадровое обеспечение.........................................................................7
5.4. Формы аттестации и контроля за уровнем подготовки...................7
5.5. Методические материалы...................................................................8
5.6. Список литературы..............................................................................8
1. Пояснительная записка
Одним из путей модернизации образования, повышения его развивающего,
духовнонравственного и эстетического потенциала является поиск новых средств, методов
укрепления союза между образованием и искусством. Художественная реальность, как
система художественных образов, созидаемая искусством, представляет мир в его
целостности, пронизана и подчинена художественной концепции мира и человека, является
ее образным (музыкально-хореографическим) пластическим воплощением.
Художественно-творческая деятельность направлена на создание творческого продукта.
Каждый вид такой деятельности, имея свою специфику, требует овладения особыми
способами действия и оказывает большое влияние на формирование ребенка. Так,
хореография и музыка, обладая огромным развивающим потенциалом, играют
незаменимую роль в эстетическом воспитании.
Данная программа предназначена для гармоничного развития способностей
обучающихся начальных классов основам танцевального искусства. Танец способствует
развитию чувства ритма, музыкального слуха у детей, выполнению движений под музыку.
Кроме того, танец помогает детям доброжелательно относиться друг к другу, развивает
чувство коллективного творчества. Через танец дети выражают душевное состояние,
получают положительный эмоциональный заряд, энергию. Содержание направлено на
формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной
реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие
творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми младшего школьного возраста.
Возраст обучающихся: 6-9 лет. В группе занимается до 20 человек. Объем часов составляет
- 96 часов (3 занятия в неделю).
На учебный год предполагается освоение определенного минимума умений, навыков,
сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по разделам: азбука
музыкального движения, элементы классического танца, элементы народного танца,
элементы эстрадного танца. Кроме того, включены разделы воспитательная деятельность и
постановочная деятельность.
Цель программы:
развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографического
искусства, воспитание устойчивого интереса к искусству хореографии; формирование
умения работать в коллективе, овладение элементарными танцевальными умениями и
навыками.
Задачи программы:
- в области обучения: обучение основам классического, народного, эстрадного танца,
элементам актерского мастерства;
- в области развития: физическое развитие, улучшение координации движений;
- в области воспитания: формирование внутренней и внешней культуры обучающихся,
воспитание целеустремленности, настойчивости, трудолюбия.
В основу программы положены следующие принципы:
- культуросообразиости, обеспечивающий построение образовательного процесса
в контексте лучших образцов мировой и отечественной культур, в том числе музыкальной
и хореографической,
- системности
и
последовательности,
предусматривающий
взаимосвязь
и
последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок «от простого к
сложному», «от частного - к общему»;
- дифференциации и индивидуализации, предполагающий создание условий для
максимального развития задатков и способностей каждого воспитанника,
Занятие строится в основном по классической структуре:
вводная часть (приветствие),
разминка;
изучение движений к танцу,
постановочная работа;
заключительная часть.
Программа предусматривает использование следующих форм учебной работы:
• занятие - игра
• беседа
• занятие-путешествие
• занятие-конкурс
• иллюстрирование (видеопоказ танцевальных постановок)
• изучение основ сценического мастерства
• разучивание танцевальных постановок
• выступление
Для эффективной деятельности танцевального коллектива желательно иметь
просторный зал, оборудованный специальными станками и зеркалами; воспитанникам специальный костюм и обувь для занятий.
№
1
2
3
4
5
6
7
2. Учебный план занятий дополнительной образовательной общеразвивающей
программы
«Эстрадный танец»
Наименование темы, раздела
Количество
Теория
Практика
часов
Вводный урок
1
1
0
Азбука музыкального движения
15
1
14
Элементы ритмики и акробатики
21
1
20
Элементы классического танца
19
1
18
Элементы народного танца
20
1
19
Элементы эстрадного танца
24
1
23
Итоговое занятие
1
0
1
Всего:
108
6
102
3. Планируемые результаты обучения по программе
- знание и владение элементарными основами классического, эстрадного и народного
танца,
- осознание воспитанниками важной роли хореографии в эстетическом воспитании
личности,
- готовность принимать участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других
мероприятиях общешкольного, городского и областного уровня.
4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Эстрадный танец»
4.1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Требования к уровню подготовки
По окончанию изучения программы дети должны
знать:
- понятие «эстрадный танец», истоки рождения эстрадного танца;
- историю развития эстрадного ганца как вида искусства;
- основные направления эстрадного танца, стиль и манеру исполнения,
- методику исполнения основных движений разных стилей эстрадного танца,
- позиции рук и ног,
- названия классических движений,
- нескольких стилей эстрадного танца
- основы дыхания в танце;
уметь:
- самостоятельно готовиться к занятиям;
- грамотно исполнять движения хореографических постановок;
- определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
- самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр;
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку;
- применять актерское мастерство в исполнении танца.
Содержание программы
Тема 1. Вводный урок Вводное занятие. Просмотр видео. Знакомство с коллективом,
учебной программой, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности
Тема 2. Азбука музыкального движения. Теория: Знакомство с понятиями темп, ритм,
акцентированная ходьба, динамика звука, музыка, движение, ходьба, прыжки, марш.
Практика: Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки в такт
музыки. Ходьба под счет. Акцентированная ходьба. Движения руками в различном темпе.
Различие динамики звука «громко — тихо». Выполнение упражнений под музыку.
Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на
месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: повороты на
месте (строевые), продвижение на углах, с прыжком (вправо, влево). Фигурная маршировка с
перестроениями: из одного круга в два и обратно; продвижения по кругу (внешнему и
внутреннему), звездочка. Танцевальные шаги (с носка на пятку) с фигурной маршировкой.
Танцевальные шаги в образах, например: оленя, журавля, лисы, кошки, мышки, медведя,
птички и т. д.
Тема 3. Элементы ритмики и акробатики
Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата
ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов Различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках).
Упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота,
рук и ног). Упражнения на координацию движений. Упражнения на гибкость («лодочка»,
«кошечка» и др.)
4
Тема 4. Элементы классического танца
Теория: Знакомство с терминами классического танца, постановкой корпуса, позициями рук,
ног, плие, батман тандю, деми рон де жамб партер; со спецификой танцевального шага и
бега. Практика: Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка
осанки, опоры, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного
суставов. Позиции и положения ног и рук. Упражнения у станка. Постановка корпуса.
Позиции ног - 1, 2, 3, 5. Постановка рук -1,2, 3. Деми плие - складывание, сгибание,
приседание, развивает выворотность бедра, эластичность и силу ног, изучается лицом к
станку по 1, 2, 3, 5-й позициям. Батман тандю с 1-й позиции вперед -движения,
вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и
эластичность ног. Деми рон де жамб партер - круговое движение, развивает подвижность
тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в
сторону, в сторону вперед, позднее - назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги сюр
лек у де пье - обхватное (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и
подвижность ноги; условное - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются
опорной. Батман фраппе вперед - сильное ударяющее движение, развивает силу ног,
ловкость, быстроту и подвижность колена
Тема 5. Элементы народного ганца
Теория: Знакомство с народным танцем. Основные элементы русского народного танца,
позиции рук, ног, основные шаги. Практика: Русский танец Позиция рук - 1, 2, 3 на талии.
Шаги танцевальные с носки: простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Притоп - удар
всей стопой; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Выведение ноги на каблук из
свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. Ковырялочкапоочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука
в открытом положении, без подскоков.
Тема 6. Элементы эстрадного танца
История развития эстрадного танца. Эстрадный танец как вид сценического искусства.
Народное творчество и эстрадный танец.
Современные эстрадные танцы - это направление, которое объединило в себе элементы
самых различных стилей. В эстрадном танце могут присутствовать элементы хип-хопа,
фанка, классического балета или джаз-танца.
Отработка движений на координацию, прыжки. Перестроение из одного рисунка в другой.
Движения по кругу, танцевальные движения в образах.
i -Нор. В танце могут применяться все стили хип-хоп, используемые с 80-х годов до
настоящего времени, приспособленные для показа на соревнованиях. Как видно из клипов и
фильмов это могу быть различные стили танца, такие как: n wj kswing, r mming,
ing,
l king, n w L , r m ing, n wst l и другие. Танец может быть представлен как одним
стилем, так и составлен из любых танцевальных стилей танца и направлений хип- хопа.
Dis . Это танцы, используемые в диско-клубах, модифицированные для соревнований.
Танец может быть составлен из джазовых элементов (контракшн, волны, джазовые шаги и
пробежки, кики, классические пируэты и прыжки). При исполнении этих движений
используется вся площадь сцены. Наиболее известные тенденции диско: активная работа
всего тела с волнами от бедра, включение джаза и некоторых классических элементов, часто
изменяемые основные шаги и использование большого количества элементов работы рук,
небольшие движения тела с динамическими движениями ног в гармонии с движениями рук.
Соединение отдельных движений эстрадного танца в характерные этюды («di k », «hi -h »
в народном характере, в классическом, в восточном), в танцевальные композиции
5
Тема 7. Постановочная, воспитательная и концертная деятельность
1 Танец «Грибов» (простые ритмические движения в образе грибов). 2. Танец «Снежинок»
(танец с элементами классического танца). 3. Хороводный танец (различные рисунки танца).
Участие в массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях.
Посещение концертов хореографических коллективов.
Тема 8. Итоговое занятие
Открытый урок. Отчетный концерт
Продолжительность
занятия
45 минут
№
1
2
3
4
5
6
7
Учебно-тематический план
Периодичность в Количество часов в Количество часов в
неделю
неделю
год
3 раза
3
96
Наименование темы, раздела
Вводный урок
Азбука музыкального движения
Элементы ритмики и акробатики
Элементы классического танца
Элементы народного танца
Элементы эстрадного танца
Итоговое занятие
Всего:
Количество
часов
1
15
21
23
24
28
1
108
Теория
Практика
1
1
1
1
1
1
0
6
0
14
20
22
23
27
1
102
5. Условия реализации программы
5.1. Календарный учебный график
Занятия по общеразвивающей программе дополнительного образования для детей и
взрослых в рамках платных образовательных услуг проводятся с 01.10.2017 года по
31.05.2018 года, продолжительность обучения – 8 месяцев.
5.2. Материально-техническое обеспечение
Для эффективной деятельности в рамках общеразвивающей программы для детей и
взрослых «Эстрадный танец» необходимым является следующее:
- зал, оборудованный хореографическими станками;
- форма для занятий: купальник гимнастический, джазовки, юбка или шорты;
- музыкальный центр.
5.3. Кадровое обеспечение
Общеразвивающую программу для детей и взрослых «Эстрадный танец» реализует
педагог, имеющий высшее профессиональное образование в области соответствующей
профилю услуги.
5.4. Формы аттестации и контроля за уровнем подготовки
Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения
коррекции используются следующие формы контроля:
- занятие контроля знаний (текущий контроль);
6
- творческие отчеты (конкурсы, фестивали и концерты различного уровня).
5.5. Методические материалы
В процессе освоения программы для обучающихся используются тематические
музыкальные произведения, которые способствуют наиболее яркому раскрытию
способностей обучающихся. С целью изучения и закрепления теоретического
материала используются игровые упражнения, практические упражнения на
составление и выполнение танцевальных композиций по определенной теме.
Свои личностные качества обучающиеся проявляют в различных
воспитательных и культурно-массовых мероприятиях, которые способствуют
развитию коммуникативных качеств, формируют чувство ответственности,
воспитывают силу воли, умение владеть собой в концертной обстановке.
5.6. Список литературы
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца - Л : Искусство, 1983.
2. Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе
эстетического инравственного воспитания - М , 1986.
3. Ваганова А. Основы классического танца -Л.: Искусство, 1960.
4. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М. 1987
5. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии,- М.: Искусство, 1994.
6. Гусев Г.И. Методика преподавания народного ганца. Гуманитарный издательский
центр
«Владос» 2004
7. Захаров Р. Сочинение танца. М Искусство, 1989
8. Климов А. Основы русского народного танца - М.: Искусство, 2001.
9. Костровицкая В 100 уроков классического танца,-Л.: Искусство, 1981.
10 Михайлова М, Развитие музыкальных способностей детей - Ярославль, 1997.
11. Прибылов Г. Методические рекомендации и программа по классическому танцу
длясамодеятельных коллективов,-М., 1984. 1
12.. Устинова Т. Избранные русские народные танцы,- М.: Искусство, 1996.
13.. Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца,- МИскусство,
1999 г.
7