1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Нормативно-правовые основания Учебного плана
Учебный план основного общего образования МАОУ СОШ № 114 (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС
ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МАОУ
СОШ № 114, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего
образования,
и
обеспечивает
выполнение
санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план МАОУ СОШ № 114 на 2025 - 2026 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
01.02.2024 № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования, среднего общего образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных
2
программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников» (с изменениями утвержденными);
• Федеральной образовательной программы основного общего образования
(Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
(СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21);
• Уставом МАОУ СОШ № 114;
• Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения России от
18.05.2023 г. № 370;
• Основной образовательной программой основного общего образования
МАОУ СОШ № 114, принятой решением Педагогического совета, протокол № 1 от 29.08.2024 г., утвержденной приказом № 337 от 29.08.2025 г.
1.2. Цели и задачи учебного плана
Учебный план учитывает состояние материально-технической базы
школы, программно-методическое обеспечение образовательной деятельности, профессиональный уровень педагогических работников, социальный заказ родителей и обучающихся.
Целью Учебного плана МАОУ СОШ № 114 является создание условий
для реализации прав граждан Российской Федерации на качественное образование, соответствующее требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого обучающегося, через достижение целей федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Задачи учебного плана:
обеспечение преемственности образовательных программ, создающих
основу для подготовки всесторонне развитой личности, социальноадаптированной и конкурентоспособной в современном мире;
- обеспечение права выбора обучающимися содержания образования и
организации образовательной деятельности в соответствии с их интересами и
потребностями, возможностями;
- обеспечение повышение качества образования;
- формирование в образовательной деятельности системы знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений, основ научного мировоззрения.
1.3. Программно-целевые основания учебного плана
3
Учебный план МАОУ СОШ № 114 является нормативным документом. В
нем:
•
определены перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин;
•
определен общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся на уровне основного общего образования;
•
состав и структура обязательных предметных областей по классам;
•
определены линии преемственности в содержании образования между
уровнями образования;
•
определены формы промежуточной аттестации обучающихся.
Научно-педагогическими основами учебного плана являются:
•
полнота - учет региональных, социокультурных потребностей развития
личности;
•
целостность - необходимость и достаточность компонентов, их взаимосвязь;
•
сбалансированность – рациональный баланс между федеральным,
национально – региональным и компонентом ОО и между циклами предметов, отдельными предметами и предметами по выбору;
•
преемственность и непрерывность – определяет логику построения
предметных курсов и спецкурсов, сочетание курсов теоретического и практического характера, что позволяет школе реализовать непрерывное образование, преемственность между уровнями образования;
•
соответствие реальному времени – необходимая гибкость плана,
наличие резервов, отсутствие перегрузки обучающихся;
•
вариативность и сбалансированность.
1.4. Санитарно-гигиенические условия реализации учебного плана
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии календарным учебным графиком, ежегодно утверждаемым директором Учреждения. Продолжительность учебного года в соответствии с нормативными документами календарным учебным графиком в 2025-2026 учебном году в 5-9х классах – 34 учебных недели.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе.
Трудоемкость учебных предметов и других форм организации образовательной деятельности определяется Санитарными правилами и нормами
организации образовательной деятельности и учитывается при составлении
расписания учебных занятий и внеурочной деятельности.
Предусмотрено равномерное распределение образовательной недельной нагрузки в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет для обучающихся 5-6 классов - не
более 6 уроков; для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Продолжительность урока во 5-9 классах составляет 40 минут.
В 2025-2026 учебном году в МАОУ СОШ № 114 на уровне основного
общего образования сформировано 18 классов-комплектов.
Обучение в 5-9 классах осуществляется в две смены. Начало занятий
первой смены в 8.30, второй смены в 14.10. Во вторую смену обучаются 6
«А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классы.
4
Учебный план полностью реализует федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9-е классы).
В образовательной деятельности используются учебники в соответствии с
Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
2. Учебный план по реализации программы основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО
Учебный план для 5 – 9 -х классов, реализующий программу основного общего образования, обеспечивает введение и реализацию требований
ФГОС ООО.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
В 2025 – 2026 учебном году осваивают основную образовательную
программу 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г», 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 7 «А», 7
«Б», 7 «В», 7 «Г», 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 9 «А», 9 «Б», 9 «В» классы. В 1 смену
обучаются 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г», 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 7 «Г», 9 «А», 9
«Б», 9 «В» классы. Во 2 смену обучаются 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 8 «А», 8
«Б», 8 «В» классы.
Максимальная нагрузка для обучающихся 5-х классов – 29 часов, 6-х 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8 классов – 33 часа, 9 классов – 33 часа соответствует требованиям СП 2.4.2.3648-20.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
На уровне основного общего образования учебный план представлен
предметными областями и входящими в них учебными предметами:
предметная область «Русский язык и литература» представлена учебными предметами «Русский язык», «Литература»;
предметная область «Иностранные языки» представлена учебным
предметом «Иностранный (английский)» язык;
предметная область «Математика и информатика» - учебные предметы
«Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» «Информатика»;
предметная область «Общественно-научные предметы» представлена
учебными предметами «История», «Обществознание», «География»;
предметная область «Естественно-научные предметы» - учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология»;
предметная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Изобразительное искусство» и «Музыка»;
предметная область «Технология» - учебный предмет «Труд (технология)»;
предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» представлена учебным предметом «Основы безопасности и защиты Родины»;
5
предметная область «Физическая культура» представлена учебным
предметом «Физическая культура».
Особенности учебных предметов Учебного плана основного общего
образования
«Русский язык»
Изучение русского языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств
коммуникации, должно обеспечить:
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой
культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку
межнационального общения народов России;
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; - приобщение к российскому литературному наследию и через него - к
сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие
культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами русского речевого этикета; - получение знаний о русском
языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц
и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
На изучение предмета «Русский язык» в обязательной части учебного
плана отводится в 5 классе - 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе - 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе - 102
часа (3 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
«Литература»
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
- на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
-
6
Предмет «Литература» изучается на уровне основного общего образования в
качестве обязательного предмета в 5 классе – 102 часов (3 часа в неделю), в 6
классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в
8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
Предметная область «Иностранные языки» представлена предметами,
формирующими основы филологического образования и коммуникативной
культуры школьника.
«Иностранный (английский) язык»
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на реализацию
следующих целей и задач:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности
ее составляющих, а именно: речевая компетенция; языковая компетенция;
социокультурная/межкультурная; учебно-познавательная компетенция;
развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка;
формирование у обучающихся потребности изучения иностранных
языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и
родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота;
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.
Предмет «Иностранный (английский) язык» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе - 102
часа, в 6 классе - 102 часа, в 7 классе - 102 часа, в 8 классе - 102 часа (по 3 часа в неделю в каждом классе), 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
Образовательная область «Математика и информатика» представлена в
учебном плане предметом: «Математика» (5-6 классы), «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» (7, 8, 9 классы). Задачи учебного
предмета «Математика»:
обеспечение числовой грамотности обучающихся в объеме государственного стандарта; - развитие логического образа мышления у детей;
формирование способностей к анализу и синтезу;
развитие умения точно и ясно выражать свои мысли;
развитие смысловой грамотности.
На изучение учебного предмета «Математика» в обязательной части учебного плана отводится по 5 часов в неделю (по 170 часов в год) в 5 и 6 классах. В
7 классе на изучение учебного предмета «Алгебра» - 3 часа в неделю (102 часа в год) и на предмет «Геометрия» - 2 часа в неделю (68 часов в год), в 8
классе на изучение учебного предмета «Алгебра» - 3 часа в неделю (102 часа
в год) и на предмет «Геометрия» - 2 часа в неделю (68 часов в год), в 9 классе
7
на изучение учебного предмета «Алгебра» - 3 часа в неделю (102 часа в год)
и на предмет «Геометрия» - 2 часа в неделю (68 часов в год), «Вероятность и
статистика» - в 7 классе 1 час в неделю (34 часа в год), в 8 классе 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 классе 1 час в неделю (34 часа в год).
Целями изучения учебного предмета «Информатика» являются:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; умения
формализации и структурирования информации, обучающиеся овладевают
способами представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развитие алгоритмического
мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- формирование представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и
роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных
исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.
Количество часов на освоение программы составляет в 7 классе - 34 часа (1
час в неделю), 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), 9 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
Цель изучения предмета «История» является:
формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом,
активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем
мире;
- овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества,
при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
8
- развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их
динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у обучающихся умений применять исторические знания в
учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в 5–
7 классах по 2 часа в неделю, в 5–7 классах по 1 часу в неделю на изучение
курса «История нашего края», в 8 классе - 68 часов (по два часа в неделю), в
9 классе –2,5 часа в неделю (85 часов в год, в т.ч. предусмотрено 17 часов на
изучение модуля «Введение в новейшую историю России»).
«Обществознание»
Основные цели изучения предмета:
1)
формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2)
понимание основных принципов жизни общества, основ современных
научных теорий общественного развития;
3)
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4)
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законодательством Российской Федерации,
убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5)
освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6)
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
Предмет «Обществознание» изучается на уровне основного общего образования: в 8 классе - 34 часа, 9 классе 34 часа. Недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
«География»
Целями изучения географии являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира; формирование целостного географического образа планеты
Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т. д.);
9
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- познание основных природных, социально-экономических, экологических,
геополитических процессов и закономерностей, характерных для географического пространства России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных,
коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием
значимости географического пространства для жизни на Земле;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.),
обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные
программы, презентации);
- формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии обучающимися;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения,
природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в
их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как
возможной области будущей практической деятельности; формирование
навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
Количество часов на освоение программы составляет в 5 классе - 34 часа, в 6
классе - 34 часа (по 1 часу в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
«Физика»
Цели и задачи:
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций
в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
10
Количество часов на освоение программы составляет в 7 классе - 68 часов, 8
классе - 68 ч. (по 2 часа в неделю), в 9 классе - 102 часов (3 часа в неделю).
«Биология»
Цели изучения:
- формирование биологической и экологической грамотности, расширение
представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой;
- развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских,
коммуникационных, информационных компетенций;
- овладение обучающиеся научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;
- формирование у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
На изучение предмета «Биология» в обязательной части учебного плана отводится по 1 часу в неделю (по 34 часа в год) в 5-7 классах, в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
Освоение предмета «Музыка» на уровне основного общего образования
направлено на:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений; расширение музыкального и общего
культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; развитие творческого
потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;
-развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
-овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
Предмет «Музыка» изучается на уровне основного общего образования в
качестве обязательного предмета в 5 классе - 34 часа, в 6 классе - 34 часа, в 7
классе - 34 часа, в 8 классе - 34 часа (по 1 часу в неделю в каждом классе).
Изучение предмета «Изобразительное искусство» призвано обеспечить:
1)
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, спо11
собности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
2)
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3)
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4)
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты
человека;
5)
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах
и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических
искусствах (театр и кино);
6)
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных
искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и
анимация);
7)
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности.
Количество часов на освоение программы составляет в 5 классе - 34 часа, в 6
классе - 34 часа, в 7 классе - 34 часов (по 1 часу в неделю в каждом классе).
«Труд (технология)»
Цели программы:
1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического
мышления обучающихся.
3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Количество часов на освоение программы составляет в 5 классе - 68 часов, в
6 классе - 68 часов, в 7 классе - 68 часов, 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в
9 классе - 34 часа (1 час в неделю).
«Основы безопасности и защиты Родины»
12
Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и
государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на
основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин,
механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства
и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
«Физическая культура»
Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое,
эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа
жизни. Освоение учебного предмета «Физическая культура» направлено на
развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. В
процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного
общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры
для организации учебной и досуговой деятельности.
На изучение предмета «Физическая культура» в обязательной части учебного
плана по 2 часа в неделю (по 68 часов в год) в 5 - 9 классах.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива
МАОУ СОШ №114.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на:
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений;
- другие виды учебной деятельности обучающихся (индивидуальногрупповые занятия, целью которых удовлетворение спроса на организацию
коррекционной предметной поддержки обучающихся в учебной деятельности).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений представлена следующими курсами:
13
«Экологичный образ жизни» - Реализация программы поможет формированию субъективной позиции школьника в сфере экологии, заключающейся в отказе от пассивной роли созерцателя и переходе к активному и осознанному включению в решение экологических проблем. Изучается в 5,6,7
классах по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»
Основная цель предмета – формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности использовать все приобретенные в течение
жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Изучается в 5, 6, 7 классе по1 часу в неделю (34 ч. в год).
«Финансовая грамотность» – предмет предназначен для обучающихся 9 классов (17 часов в год). Предполагается обучение обучающихся финансовой грамотности с учетом их потребностей в финансовой социализации,
опыта взаимодействия с миром финансов.
«Мой выбор» - учебный курс с целью профориентации обучающихся
введен в 8-х классах (35 часов в год, 1 час в неделю). Программа курса позволяет помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей
личности, расширить знания обучающихся о мире профессий, сформировать
умения проводить соответствие между требованиями выбранной профессии
и их способностями и возможностями, умение планировать свою деятельность по подготовке к выбору профессии и сдачи ГИА.
«Конструктор будущего» - учебный курс.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
‒ содействие
профессиональному самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций;
‒ формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒ информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
‒ формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов
карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно
значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения
профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
14
‒ формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Учебный план основного общего образования
Предметные области
Учебные предметы,
курсы
Классы
Обязательная часть
Русский язык и литерату- Русский язык
ра
Литература
Иностранный (анИностранные языки
глийский) язык
Математика и информа- Математика
тика
Алгебра
Геометрия
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Технология
Основы безопасности и
защиты Родины
Физическая культура
Количество часов в неделю
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
5/170 6/204 4/136 3/102
3/102 3/102 2/68 2/68
3/102 21/714
3/102 13/442
3/102 3/102 3/102 3/102
3/102 15/510
5/170 5/170
10/340
3/102 3/102 3/102 9/306
2/68 2/68 2/68
6/204
Вероятность и статистика
1/34
1/34
1/34
Информатика
1/34
1/34
1/34
3/102
3/102
10,5/
3/102 3/102 3/102 2/68 2,5/85
459
1/34 1/34
4/68
1/34 1/34 2/68 2/68 2/68
8/272
2/68 2/68 3/102 7/238
История
Обществознание
География
Физика
Химия
2/68
2/68
4/136
2/68
2/68
7/238
Биология
1/34
Изобразительное ис1/34
кусство
Музыка
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
Труд (технология)
2/68
Основы безопасности и защиты Родины
Физическая культура 2/68
2/68
2/68
1/34
1/34
8/272
1/34
1/34
2/68
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Экологичный образ жизни
4/136
2/68
2/68
2/68
2/68 10/340
28
2
30
2
31
2
32,5
0,5 8,5/289
1/34
1/34
1/34
3/102
1/34
1/34
1/34
3/102
27
2
Функциональная грамотность: учимся для
жизни
3/102
Мой выбор
1/34
1/34
Конструктор будущего
Финансовая грамотность
1/34
1/34
Учебные недели
Всего часов за год
Рекомендуемая недельная нагрузка (при 5дневной неделе)
15
0,5
0,5/17
34
34
34
34
34
34
986
29
1020
30
1088
32
1122
33
1122
33
5338
157
Максимально допустимая недельная нагрузка
29
30
32
33
33
157
(при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и норма*миОбщий объем аудиторной работы обучающихся не может составлять менее 5338 и более
5848 часов.
3. Формы промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации определены в Положении «О
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся».
Промежуточная аттестация может проходить в форме:
- комплексной контрольной работы;
- итоговой контрольной работы;
- тестирования;
- защиты индивидуального/группового проекта;
- итогового собеседования по русскому языку как условие допуска к
государственной итоговой аттестации в соответствии с приказом
Минпросвещения России № 232/551 от 04.04.2023 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования»;
- иных формах, определяемых образовательными программами и (или)
индивидуальными учебными планами.
16